Результаты труда отечественных производителей привели к впечатляющему импортозамещению на российском рынке маломерных судов
В начале июня на несколько дней яхтенное сообщество России, по традиции, передислоцируется в Самарскую область, в город Тольятти. Там ежегодно происходит одно из главных событий российского яхтенного мира – «VOLGA boat show». В течение трех дней участники мероприятия получают возможность не только ознакомиться
с яхтами, катерами, оборудованием, сопутствующими товарами от крупнейших мировых и российских производителей, но и провести их тест-драйв, а также заключить договор на приобретение любого понравившегося экспоната.
Оксана ФЕДОРОВА
Тольятти – портовый город
Третий год подряд Тольятти магнитит влюбленных в паруса людей. Самого разного достатка. С самыми разными целями – от «развлечься» до «установить деловые контакты», «подписать контракт». Благо, организаторы и устроители выставки знают, как угодить и тем, и другим.
Белоснежные яхты, быстроходные катера, парусные регаты – все, что связано с яхтенной индустрией, традиционно вызывает интерес у большинства людей. Большое количество интересных клубных, дискуссионных, презентационных и обучающих мероприятий состоялось в прошлом году на площадке выставки яхт и катеров «VOLGA boat show-2014». Тогда в рамках деловой программы выставки состоялось заседание «Ротари-клуба» – известнейшей международной организации представителей делового мира, прошла встреча бизнес-клуба «Высшая лига», объединяющего топ-менеджеров предприятий и собственников бизнеса, была организована закрытая презентация нового автомобиля Porsche 911 Targa. Кроме того, к проведению выставки «VOLGA boat show-2014» оказался приурочен слет Российского союза туриндустрии, награждение победителей конкурса «Туристический бренд», проведение всероссийской парусной регаты и еще более десятка мероприятий, включающих тестирование на воде всех видов водно-моторной техники, обучение управлению яхтами, полеты на воздушном шаре, любительские соревнования, конкурсы, мастер-классы и многое другое. Именно потому мероприятие было интересно не только потенциальным покупателям яхт, катеров, водно-моторной техники из различных регионов России, но и представителям бизнес-элиты, руководителям и собственникам предприятий, спортсменам, путешественникам –
всем людям, ведущим активный образ жизни. Целевая бизнес-аудитория – не только руководители региональных органов власти, потенциальные инвесторы, но и любители и профессионалы в области водного спорта и туризма, компании-производители маломерных судов и оборудования, поставщики товаров и услуг.
Курс – на яхтенный кластер
Еще в 2013 году Тольятти сделал амбициозную заявку на всероссийское лидерство в подобных форматах: 27-28 ноября в «Жигулевской долине» прошел форум яхтенной индустрии и маломерного судостроения, в котором участвовали производители маломерных судов и оборудования, проектные и дизайнерские бюро, НИИ, вузы, предприятия яхтеной индустрии, инвесторы, представители органов власти и местного самоуправления. Основная цель заявки –
создать условия для реализации перспективных проектов и внедрения инновационных технологий в области маломерного судостроения, подготовить механизмы разработки и реализации новых яхтенных проектов. Проект имел успех, на конкурс было подано более 90 проектов, а победителем стал Ярославский судостроительный со своей речной моторной яхтой «Проект ST24М2» – среди проектов моторных яхт длиной более 20 метров.
3-я Международная выставка яхт и катеров «VOLGA boat show-2015» – это возможность продолжить разговор о проблемах и перспективах развития яхтенной индустрии в Самарской области, начатый двумя предыдущими. Именно они дали старт созданию в регионе кластера маломерного судостроения, развитию новых производств, внедрению новых разработок. Предстоящая выставка станет крупнейшим в стране мероприятием данной индустрии. Количество посетителей и участников «VOLGA boat show» – более 10 000 человек. В этом году важное региональное бизнес-событие пройдет в Самарской области с 4 по 7 июня. Где? Да как всегда – на площадке яхтенного порта «Дружба» (г. Тольятти, Комсомольское шоссе, 36).
Плавали, знаем
На прошлогодней выставке были представлены более ста экспонатов самых разных брендов и направленностей. Свои модели показали такие известные верфи, как Princess, Sealine, Linssen, Chris-Craft, Greenline, Princecraft, Four Winns, Cranchi, Crownline, Beneteau и многие другие. Ценителям активных видов спорта и отдыха тоже было на что посмотреть: MasterCraft, Malibu, Yamaha и BRP. Особенно приятно – на выставке можно было познакомиться со многими видами продукции, выпускаемой в России. Свои катера представили компании Enigma, Velvette Marine, «Мнев и Ко», «Салют», Grizzly, донская лодочная компания «Скиф», «ЦСКБ-Прогресс», «Катамаранов», «Вятская лодочная компания», «Волжанка», «Армада», «Джекбот», «Аксель» и другие отечественные производители.
По словам министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александра Кобенко, цель правительства Самарской области, поддерживающего такие мероприятия, –
«привлечь в регион как можно больше производителей качественных современных маломерных судов, для того чтобы сформировать полноценную технологическую цепочку для кластера яхтенной индустрии». Самарская область не случайно выбрана для проведения одной из самых значимых в России выставки яхт и катеров. По официальным данным, наш регион является лидером в России по количеству зарегистрированных судовладельцев –
сегодня их в Самарской области более 40 тысяч. В области работает порядка 10 производителей малого судостроения.
За последние несколько лет производство катеров в России вышло на новый уровень. Результаты труда отечественных производителей привели к впечатляющему импортозамещению на российском рынке маломерных судов. Эксперты оценили ситуацию, и, по их оценке, доля российской продукции на отечественном рынке достигла 80% (в сегменте до 7 метров) и 60% до 17 метров.
Почему отечественный рынок яхт и прогулочных катеров, в котором всегда господствовала продукция западного производства, за считанные годы перешел под контроль российских судостроителей? По мнению российских экспертов, значительный шанс появился у производителей катеров в России в результате кризиса 2008-2009 годов. Рынок маломерных судов сократился почти втрое. Перемены наибольшим образом сказались на импортных катерах. Модели заграничных коллег значительно дороже российских. Потребительский спрос на катера в России стремился в сторону более низких цен. У покупателей катеров стало не хватать денежных средств на дорогие импортные модели. И тогда отечественные производители катеров, обладающие нужным капиталом, опытом работы и командой специалистов, смогли вывести на российский рынок свой бренд и усовершенствованные модели катеров и яхт. Именно этим объясняется существенный рост производителей катеров в России за последние несколько лет.
Однако, надо полагать, с учетом нового кризиса и государственного курса на импортозамещение участники 3-й Международной выставки яхт и катеров «VOLGA boat show-2015» дадут свой ответ на вопрос о перспективах рынка.