Победная броня «Салюта» 1

Победная броня «Салюта»

22 мая 2015

Музей орденоносного завода хранит память о героях фронта и тыла

В годы войны один их самых сокрушительных ударов по врагу был нанесен Куйбышевским механическим заводом, выпускающим практически неуязвимые бронекорпуса для оружия победы – штурмовиков Ил-2. Сегодня в музейном фонде ОАО «Салют» насчитывается свыше 5 тысяч уникальных материалов, воспроизводящих трудовой и фронтовой подвиг наших земляков.

Людмила КРУГЛОВА, Сергей ОСЬМАЧКИН (фото)

Во имя будущего

В каждом музее есть своя «Книга книг». Хранитель народного музея «История завода» Петр Моисеенко является автором 17 изданий, хрестоматийных по сути, представляющих историческую и культурную ценность не только для конкретного предприятия ОАО «Салют», не только для Самарской области, но и для страны в целом. В 2001 и 2005 гг. вышел двухтомник «Наш легендарный бронекорпус», где автор детально осветил историю завода. Среди множества документов, фотографий, экспонатов есть самые настоящие реликвии, которые Петр Леонтьевич собирает с 1974 года – с момента создания музея. Огромную ценность представляют собою фронтовые вещи, хранящие память о прошлом: грамоты и благодарности Верховного Главнокомандующего, боевые награды, письма с фронта, танкистские шлемы, летная куртка, портупея, более 20 видов боевого оружия и т.д. В фондах музея составлена солидная заводская коллекция: детали выпускаемого в годы войны бронекорпуса, пневмомолоток, кронциркуль, слесарный и клепальный инструмент, шлифмашинка и другие орудия производства, которыми заводчане ковали Победу.

В течение сорока лет экспозиция пополнялась документальными свидетельствами, переданными и рассказанными ветеранами войны. Проанализировав колоссальный материал, директор воссоздал историю Куйбышевского механического завода, потрясающую по силе воздействия. Музей оборонного завода отражает «две стороны этой медали»: с одной стороны, духоподъемный настрой заводчан в тылу, с другой – героизм ушедших на фронт куйбышевцев, причастных к судьбе предприятия. В 1941 году в ряды Красной Армии были призваны 720 человек из поселка Мехзавод, и после войны те, кто вернулся с победой, вновь встали к станку.

С каждым годом становится все меньше людей, остановивших фашизм. Петр Моисеенко сказал, что в 1975 году на заводе работали 480 ветеранов Великой Отечественной войны, а сейчас, в канун 70-летия Победы, их осталось двадцать. Ветераны принимали самое активное участие в создании музея: если память о защитниках Отечества живет, значит, живет и правда о войне.

Мощь трудового фронта

Постановлением ГКО СССР от 25 декабря 1941 года на площадке бывшего Центрального механического завода был образован Куйбышевский механический завод Наркомата авиационной промышленности на базе профильных эвакуированных предприятий – Подольского, Ижорского, Таганрогского и Сталинградского заводов. Все крупные предприятия прислали рабочую силу, возрастной ценз заводчан – от 13 до 60 лет. Высококвалифицированные работники имели «бронь», они же обучали подростков, потому что в кратчайшие сроки требовалось освоить крупносерийный выпуск бронекорпусов. В 1942 году людские резервы пополнились выпускниками ленинградских ремесленных училищ. Путь блокадников был страшен: истощенных до неимоверности подростков везли на носилках, по Ладоге, под бомбежками, машины горели, уходили под лед. Многие тогда погибли в дороге, а те, кто остался в живых, после восстановления сил приступали к работе. Так в трудовой коллектив влились 351 ремесленник из блокадного Ленинграда, которые вскоре стали передовиками, бригадирами фронтовых комсомольских бригад. Надо сказать, что 84% на заводе составляла молодежь.

«Это была мощная сила трудового фронта, – комментирует Петр Леонтьевич. – В музее сохранились стахановские билеты так называемых «тысячников», то есть, когда один человек за смену выполнял десятикратную норму. Мало того: рабочий Николай Гордеев давал 2652%, это норма 26 человек. Ни в одном историческом источнике я не встречал информации о подобных рекордах».

Борьба за повышение производительности труда охватила весь коллектив. Заготовительный цех в смену перерабатывал 100 тонн металла. С июня 1942 года заводчане выдавали не менее 33 корпусов в сутки, а в общей сложности в годы Великой Отечественной войны выпустили около 20 тысяч бронекорпусов на «летающие танки» – самолеты Ил-2, и также необходимое количество деталей бронезащиты для восьми стратегических самолетов. Легендарный бронекорпус не имел равных в мире, все остальные самолеты того времени были оборудованы отдельными элементами брони, и только Ил-2 обладал непробиваемым фюзеляжем, защищенным от всех видов наземного стрелкового оружия. Единственное, что его могло пробить, – прямое попадание зенитного снаряда. В музее представлены снимки пробитого самолета (до 500 пробоин), который тем не менее совершил посадку, и летчик остался живым. В своей книге «Я — «Дракон», атакую!» Герой Советского Союза Е.Я.Савицкий писал: «Будто бревном с размаху кто-то ударил по бронеспинке моей машины — она вздрогнула, и тут же из крыльевых баков вырвался шлейф бензина. Спасла, однако, надежная броня самолета. Трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб писал в своем дневнике: «На взлете разошелся с ведущим Вано Габуния, а тут, откуда ни возмись, — фашисты. Гоняли меня крепко, едва не сбили. Спасла бронеспинка, лишь чудом удалось посадить, подбитую машину. Вот что такое – броня Куйбышевского механического.

Солдаты тыла

О самоотверженности тружеников тыла написано немало, но «ожившая» история кажется запредельной, невероятной даже для восприятия.

В марте 1942 года были организованы первые фронтовые бригады, которые комплектовались по принципу замкнутого цикла. Обязательное условие для члена бригады – выполнение плана за себя и за товарища, ушедшего на фронт. К концу войны на заводе работали 122 фронтовые бригады.

Отдельная музейная экспозиция посвящена женским передовым бригадам Зинаиды Ворожейкиной, Марии Чернышовой, Таисии Мироновой. Обычные женщины, не атланты. Но уму непостижимо, какая тяжелейшая работа легла на их плечи.

Броневые детали были не только мелкие, но и крупногабаритные, по 80 и 100 кг, в пространственном исполнении это невероятно сложные компоненты. Для их изготовления термические печи нагревались до 980 градусов, и три женщины длинными клещами брали раскаленную трехметровую деталь под названием «акула» и, чтобы та не остыла, бежали к 800-тонному прессу. Потом хватали горячую отпрессованную и опять бежали – опустить заготовку в закалочную ванну. Поднимался дикий смрад, друг друга не видно. За смену делали 350-400 таких деталей, и каждая женщина с раскаленной деталью пробегала в общей сложности 15 километров. Такой трудовой путь диктовала война.

Наибольшее количество фронтовых бригад было образовано в сборочном цехе. Одну из них возглавлял стахановец-клепальщик, член комитета комсомола завода Никита Зарубин. В смену с подручным Демишевым он собирал 14 и более бронекабин. В арифметическом выражении это выглядело так: на одну бронекабину требовалось 7980 заклепок, умножьте на 14, получается 111720 единиц. Для постановки каждой заклепки нужно было произвести 25-30 ударов пневматическим молотком и, опять-таки, путем умножения простых чисел мы получаем астрономическую нагрузку на человеческий организм – 2 800 000 ударов в смену. После войны Никита Зарубин, вспоминая о том времени, говорил: «Иной раз после рабочей смены ноги еле волочились в общежитие. Тело и во сне продолжало содрогаться». И уж совсем невероятно то, что этот человек подарил заводскому музею пять альбомов со стихами, написанными в войну. На каждом бронекорпусе в конце смены он успевал мелом написать сочиненные на ходу четверостишия. «Как боец, я в бой иду. 500 процентов в день даю, чем фронту помогаю», – главная мысль, которая не покидала стахановца.

Солдаты тыла – разметчики, токари, вальцовщики, прессовщики, шлифовщики – создавали мощный щит победы. Большинство из них так и остались в тени истории, но именно они – общей готовностью откликнуться на призыв своей страны – предопределили массовый героизм народа в годы войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награжден орденом Красной Звезды. Ордена и медали получили 104 работника предприятия.

Сильные духом

Петр Моисеенко вспоминает, что, придя на завод в 1954 году, он застал ту воодушевленную атмосферу, которую создавали люди, победившие в Великой Отечественной войне. Он общался с ними, видел их в деле, и казалось, что их мощь и сила сделаны из того же высокопрочного материала, что и легендарные бронекорпуса. Судьба каждого из них – апогей индивидуального героизма, о котором сегодня мы можем узнать из документальных источников, хранящихся в музее.

Летчик дальней бомбардировочной авиации Михаил Миникаев через три дня после подвига Николая Гастелло направил свой горящий самолет на фашистскую мехколонну. За годы войны его жена получила три похоронки, где извещалось, что Михаил Миникаев погиб смертью героя. Но – он выжил. Чудом. Только через 30 лет награда – медаль «За отвагу» – нашла героя. После войны Михаил Савельевич проработал на заводе свыше 20 лет: слесарем, пирометристом центральной лаборатории измерительной техники.

20 лет боевые товарищи 9-й гвардейской танковой бригады считали погибшим Виктора Фальковского. На месте гибели героического экипажа, вступившего в бой с 21 немецким танком, воздвигнут монумент, где значится и его фамилия. Танковый экипаж находился в засаде венгерского города Замоля и там принял неравный бой, совершив бессмертный подвиг. Во время скоротечного боя было уничтожено восемь танков противника «тигр», в том числе «королевский тигр» и «пантера». Из пулемета было уничтожено более 50 гитлеровцев.

Но тяжелораненому танкисту удалось спастись. Закончив войну, он вернулся на родной завод кавалером двух орденов Красной Звезды, с медалями «За взятие Будапешта» и за «Взятие Вены».

На Курской дуге наводчик 76 миллиметрового орудия Иван Федосеев при отражении атаки 28 немецких танков личным примером бесстрашия воодушевил 1-й расчет артиллерийского полка на боевые подвиги. С дистанции около 500 метров подбил и поджег шесть «тигров». Был представлен к ордену Ленина, но чиновники посчитали такую награду слишком высокой и вручили герою орден Красного Знамени. Все факты подтверждены подлинными документами.

Слушая рассказ директора музея, рассматривая бесценные экземпляры времен войны, понимаешь, что великая и вечная память зиждется на олицетворенной истории. Наверное, поэтому первое, что сделал Петр Моисеенко, – создал в музее мемориал, где увековечены имена заводчан, не вернувшихся с фронта.

Хранители истории

В 1970-х Петр Леонтьевич считался одним из лучших конструкторов завода, но тем не менее руководство выдвинуло его на должность директора музея. По словам ветерана предприятия И.П.Каткова, «потеря конструктора вернулась сторицей в создании музея, его развитии, становлении и признании статуса одного из лучших музеев Самарской области». Очень трудно было «пробить» необходимые площади.

Директор завода Борис Васильевич Свитов поддерживал идею о создании музея, поэтому было решено обсудить данный вопрос на общем собрании. В течение двух часов будущий директор музея убеждал руководителей всех заводских подразделений о необходимости и важности создания музея. В результате вопрос о площадях был решен положительно и единогласно. Очень большую помощь по восстановлению исторической памяти оказал совет ветеранов завода, тогда возглавляемый бывшим пограничником Федором Климовичем Ливадо. В перестроечные годы, когда началась конверсия, предприятие с трудом выживало. Но, как утверждает Петр Леонтьевич, в тяжелейших условиях музей удалось сберечь благодаря усилиям генерального директора ОАО «Салют» Николая Алексеевича Поролло, который всегда «сердцем понимал» колоссальное значение исторического прошлого завода. И, конечно же, патриотическое отношение к страницам своей истории создало прочную броню для сохранения богатейшего материала.

Высокую оценку дал музею прославленный летчик Алексей Петрович Маресьев. При встрече в Москве он подарил Петру Моисеенко книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» с автографом, назвав его дело «титаническим трудом и огромным вкладом в героико-патриотическую работу по воспитанию подрастающего поколения». За этот вклад сам Петр Леонтьевич отмечен грамотой СКВВ и почетным знаком СКВВ. Всего за трудовую и общественную деятельность наград, дипломов, благодарственных писем, знаков отличия набралось более 100.

Салют 13Петр Моисеенко, директор народного музея «История завода»:

С чувством глубочайшей признательности выражаю сердечную благодарность генеральному директору ОАО «Салют» Николаю Алексеевичу Поролло за моральную и материальную поддержку дважды народного музея «История завода». На протяжении всех лет на базе музея проводилось множество экскурсий, тематических торжественных акций, семинаров, проводилось обучение музейных работников областного уровня. Все крупные мероприятия осуществлялись с помощью и при непосредственном участии Николая Алексеевича. Я не слышал и не знаю первых руководителей, которые бы на деле столь трепетно относились к «непроизводственным активам». Благодаря этому наш музей живет.

Салют 09 ЗарубинНикита Зарубин

Под Сталинградом битва разгорается,
Кольцо уж сжато на Дону.
Адольф от злости задыхается
За то, что Паулюс в плену.
Их тысяч триста сдалось в плен.
С конвоем в тыл идут.
И сразу стало ясно всем,
Что Гитлеру – капут!
Затем всех строем проводили,
Устроив им «парад»,
Чтоб впредь вовеки не забыть,
Что значит Сталинград!

 

Обсуждение закрыто.