Миссия выполнима

Миссия выполнима

24 июня 2015

Система дополнительного образования держится на трех китах

Самарская область традиционно славится талантами и высокими достижениями на различных конкурсах. Огромную роль в этом играет система дополнительного образования, нацеленная на развитие способностей подрастающего поколения. Причем Самарская область не раз становилась базовой площадкой для реализации новых инициатив и уже не первый год успешно осуществляет новую модель дополнительного образования, которая в прошлом году была признана эффективной на уровне правительства РФ. О том, что представляет собою система дополнительного образования, рассказывает заместитель министра образования и науки Самарской области Надежда Колесникова.
Людмила КРУГЛОВА, Сергей ОСЬМАЧКИН (фото)

— Что показывает опыт работы по развитию творческого потенциала детей?


— Главное достижение последних лет – в том, что дополнительное образование из кружковой работы и занятости детей во внеурочное время выросло в четкую систему, которая предполагает более глубокое осмысление развития детей и подготовку содержательного наполнения программ. Хотя интересы и увлечения ребенка остаются составной частью дополнительного образования, и по-другому быть не может. В прошлом году разработана Концепция развития дополнительного образования детей на уровне правительства Российской Федерации, которая подробно обсуждалась и была опубликована. Весной этого года принят план по реализации концепции, где зафиксированы все организационно-структурные изменения, которые нужно внести в закон об образовании, с тем, чтобы разработать новые программы, создать систему финансирования дополнительного образования, решить организационные вопросы. В то же время установлены приоритеты по перспективному развитию различных направлений дополнительного образования детей.
У нас сформированы четко определенные специализации, в частности, спортивной и военно-спортивной направленности, и в то же время развиваются любительские школьные клубы, где нет целенаправленного тренировочного процесса, а между тем такие занятия также мотивируют ребят на высокие спортивные достижения.
Сильной стороной дополнительного образования в Самарской области всегда было художественно-эстетическое направление, и оно активно поддерживается – это школы искусств, театральные и хореографические студии. На Дельфийских играх, где соревнуются молодежь и подростки, в сфере фотографического искусства самарским ребятам нет равных. Этот вид творчества развивается колоссальными темпами.
Получают ли в Самарской области распространение программы технического образования?
— Да, и весьма интенсивно. В концепции весомое место отводится развитию технического творчества детей как приоритетному направлению дополнительного образования. Существовавшие прежде клубы юных техников в какое-то время потеряли свою материальную базу, или она основательно устарела. Им на смену пришли современные направления технического творчества, это, прежде всего, «Робототехника», «Программирование», «Инженерная графика», моделирование на станках, трехмерное проектирование и так далее. Понятно, что без информационных технологий в современном техническом творчестве не обойтись, хотя и технические объединения, где требуется развитие навыков изобретательского, ручного труда, также актуальны.
— На чем основана сверхзадача системы дополнительного образования?
— Она строится на «трех китах». Во-первых, это интерес и занятость ребенка, его пробы в различных областях. Вторая серьезная задача – предпрофильное образование, профессиональная ориентация. Статистика показывает, что профессиональный выбор через дополнительное образование гораздо более осознанный, чаще встречающийся, чем в системе общего образования. Поэтому вполне логично, что часть учреждений дополнительного образования реализует предпрофессиональные программы. Третий «кит» – развитие творческих способностей одаренных детей. В этой теме ключевой момент заключается в том, чтобы выстроить грамотную, обоснованную систему выявления способностей через конкурсы, мастер-классы, творческие состязания, в которых дети поэтапно, от ступени к ступени, проявляют свои возможности. Одним из таких маркеров служат Дельфийские игры, где ребята соревнуются во многих видах искусства, причем это индивидуальная борьба. В этом году Дельфийские игры проходили в Орле, Самарская область заняла 3 место в общекомандном зачете по России после Москвы и Иркутска. 50% участников вернулись в Самару с медалями разного достоинства, и это, несомненно, высокий уровень эффективности.
— Каким образом государство участвует в поддержке одаренных детей?
— В плане мероприятий, разработанных правительством РФ, внесены изменения в указ президента РФ «О мерах государственной поддержки одаренных детей» в части увеличения количества и размера премий для поддержки талантливой молодежи. Продолжается работа, направленная на создание системы выявления одаренности, наличия и разработки банков данных одаренных детей. Перед нами стоит очень серьезная задача –
заявить о талантливых детях на уровне России, чтобы можно было наблюдать их развитие, оказывать грантовую поддержку для достижения высоких результатов. На региональном уровне такую поддержку инициировал Николай Иванович Меркушкин, который первым заговорил о том, что талантам надо помогать, и учредил губернаторские гранты для одаренной молодежи.
— В новых стандартах приоритетная роль отведена учителю. Губернатор учредил систему мотивации педагогов, работающих с одаренными детьми, что ни в коем случае не подвергается сомнению. Но не превратится ли это благое дело в формальное натаскивание на результат?
— На самом деле губернатор поддерживает достижения очень высокого уровня. Для того чтобы подготовить ребенка к получению высокого результата, педагогу требуется огромное количество времени – на поиск заданий, отработку технологий, на индивидуальные занятия и повышение своей квалификации. На августовском совещании обладательница гранта губернатора сказала: «Когда я стала получать премию, мои родные поняли, что время, которое я отнимаю от семьи, потрачено на нужное и важное дело». Этим все сказано: загруженность учителя сказывается и на личной жизни, и далеко не все родственники относятся к этому с пониманием. Эти педагоги делают великое дело: они возвращают в школу творчество. Кроме того, хотим мы того или нет, «погоня» за одаренными педагогами идет на уровне регионов. И мы должны создать такие условия, чтобы лучшие кадры работали в Самарском регионе.
— С одной стороны, «талантам надо помогать», а с другой, система направлена на то, чтобы в каждом ребенке выявить способности и заставить поверить в них. Нет ли тут диссонанса?
— Нет. Безусловно, каждый ребенок талантлив в какой-то области, но один может, но не хочет, а другой – и может, и проявляет характер. В большинстве случаев составляющие победы – воля, характер и труд. Очень многое зависит от дисциплинированности ребенка, потому что на определенном этапе дополнительное образование из времяпрепровождения превращается в колоссальный труд, когда нужно сидеть и оттачивать мастерство, а это ничем, кроме тренировок, не возьмешь. Понятно, что с художественными талантами рождаются. Но без навыка можно растерять и природное дарование. Поэтому насыщенность творческой разнонаправленной деятельности в дополнительном образовании дает возможность ребятам сделать пробы и найти себя. В школах искусств на первых этапах маленьким детям предлагают заниматься всем понемногу, и это правильно.
А куда идти ребенку, если он родился с лидерским или организаторским талантом?
— Есть еще одно серьезное направление – воспитание социальной активности детей. Это часть дополнительного образования, охватывающая детей, которым интересны такие сферы, как взаимодействие с окружающей средой, реализация проектов, командная работа по достижению результата, организация мероприятий, участие в волонтерском движении. Общественная деятельность – это тоже талант, который требует поддержки. Всплеск патриотизма, музейного дела, клубов патриотической направленности, появление общественных парламентов и детских объединений – это не что иное, как системная работа педагогов дополнительного образования, сумевших пробудить детский интерес к общественно значимым аспектам.
— Помимо большого набора услуг системы дополнительного образования, в школьных программах появилась внеурочная деятельность. Не мешает ли это ребенку? Как ему определиться при наличии множества предложений?
— Известная формула: чем система многообразнее, тем она устойчивей. То, что под эгидой школы сосредоточены различные ресурсы дополнительного образования, позволяет ребенку увидеть весь возможный спектр внеурочных программ. Он очень быстро в них ориентируется, и в рамках одной структуры можно откорректировать расписание с учетом пожеланий ребенка, определить его индивидуальную траекторию. Если ребенок показывает высокие результаты, то школа, мобильно реагируя на открывшиеся обстоятельства, помогает ребенку сориентироваться в дальнейшем развивающем образовании. Внеурочная деятельность, оплачиваемая для педагогов и бесплатная для детей, становится дополнительной структурой для определения выбора ребенка. Не все родители могут позволить себе дополнительные ресурсы в части материального обеспечения и временных затрат. Школа берет на себя эти функции. Самарская область – одна из немногих в стране, где в программах даны некие временные «люфты», учитывающие интересы всех участников образовательного процесса. Внеурочная деятельность разделена на различные направления, и это еще одна область приложения педагогов в школе.
Не означает ли сегодняшняя ситуация, что изживут себя подростковые клубы, детские объединения по месту жительства, где ребята просто общаются?
— Ни в коей мере. Однажды захожу в такой клуб, там стоит проваленный диван, с моей точки зрения, страшно смотреть. Говорю: «Почему вы не уберете эту рухлядь?» А мне отвечают: « У нас ради этого дивана дети бегут наперегонки, чтобы занять место, где они будут делиться своими проблемами и совместно с педагогом и другими детьми находить возможное решение». И мне абсолютно понятно, что для детей этот диван стал своеобразным психологическим атрибутом, от которого отказаться никак нельзя. Подростковые клубы решают колоссальные задачи, альтернативные улице и виртуальному пространству, когда ребенок может получить мир подключением к Интернету. Это тоже огромная тема, потому что ребенок теряет навык живого общения, а ему жить в мире людей. Поэтому значимости и важности неформальных клубов никто не умаляет, и хорошо, что они есть, наряду со школами искусств и другими учреждениями дополнительного образования.
— Почему внешкольному и внеурочному компоненту стали уделять столь пристальное внимание?
— Что касается Самарской области – мы всегда понимали, что система дополнительного образования в широком смысле – это огромное пространство, формирующее культурную среду на территории. И значение этой миссии невозможно переоценить. Не случайно Николай Иванович Меркушкин постоянно говорит о том, что нужно прилагать максимум усилий для того, чтобы талантливая молодежь оставалась в Самарской области. Сегодня у нас есть все, чтобы реализовать эту сверхзадачу.

Обсуждение закрыто.