За годы работы ГК «Берег» построил 800 тыс. кв. м в 68 многоэтажных домах
О самобытном пути и принципах работы ГП «Берег», первых строительных проектах и будущем «венце» профессиональной деятельности компании рассказал вице-президент ГП «Берег» Вячеслав Сидорович.
Мария ИВАНОВА, Анастасия НЕХАЕВА (фото)
О первых проектах и самобытной сущности компании
— Среди многих партнеров ГП «Берег» по строительному рынку бытует мнение, что компания всегда выбирает непротоптанные дороги и свой особый путь развития. С чем это связано и почему бы не выбрать стратегию движения по пути наименьшего сопротивления?
— Эта стратегия уходит корнями в историю создания группы компаний «Берег». В нашем коллективе лишь один профессиональный застройщик – Юрий Михайлович Зубков, тогда как у других партнеров компании совершенно другое образование – педагогическое, инженерное, иное представление о жизни. Наша команда собиралась по принципу взаимодополняемости людей, которые вместе прошли важные отрезки жизненного пути и научились хорошо делать свою работу. Когда мы построили наш первый дом в качестве инвестора, то поняли, что будущее у этого направления есть. С 1995 года мы, получив часть помещений в построенном доме в качестве прибыли, организовали на базе предприятия с незамысловатым названием «Дом-75» (по территориальному признаку – на ул. Революционной, 75) прообраз компании-застройщика.
— Каким был первый строительный проект компании?
— Первым объектом компании был земельный участок завода им. Масленникова на углу улиц Ново-Садовой и Шмидта, куда мы в качестве заказчика-застройщика привлекли первого инвестора, компанию «Металлоптторг». Поделили площади и с помощью генерального подрядчика-инвестора построили этот дом.
Когда на стадии обсуждения находился другой проект – здание городской прокуратуры, – мы стали первой компанией в Самаре, которая договорилась с властью о механизме государственно-частного партнерства. За построенное здание прокуратуры мы должны были получить площадки, которые предназначались для городских и муниципальных нужд. Так у нас появилось несколько территорий для освоения: на улицах Мичурина, Шмидта, Солнечной и Революционной. Уже тогда классический подход к строительству мы дополнили своей креативностью, и могу сказать, что основа нашего нестандартного подхода к строительству – именно оттуда. Уже 20 лет мы работаем по четко отлаженной системе, со сформированной службой заказчиков и инженерным составом, с организованным и отлаженным процессом реализации.
Конечно, путь ГП «Берег» нельзя назвать легким: мы начинали как непрофессионалы, но постоянно учились чему-то новому и продолжаем это делать по сей день. Интуитивно мы строили первые дома максимально интересными для рынка, у меня даже было креативное название для них – «дома-камикадзе», потому что это были проекты не доходные, а больше имиджевые. Например, первые дома на 5-й просеке были именно такими.
— ГП «Берег» первой пришла на Солнечную, на 5-ю и 6-ю просеки. Сейчас там отметились почти все участники строительного рынка Самары. Вы свои стройплощадки называете инвестплощадками, а дольщиков – миноритарными инвесторами. Еще один свой проект – офисную «Башню» – вы позиционируете не как бизнес-центр, а бизнес-крепость. Вы все изобретаете сами. С чем связан такой подход?
— В этом также проявляется самобытный путь, которым идет компания. На строительном рынке всегда существовали свои касты, привычки, нормативы, но мы переписали эти традиции с чистого листа, потому что для меня и моих партнеров по компании куда важнее идти своей собственной дорогой, чем примыкать к группе, чьих интересов не разделяешь. Когда первые объекты начали сдаваться и о нас начали говорить, стереотип о застройщике, существовавший на рынке до того, удалось переломить.
— Не усложняет ли такой самобытный путь работу группы? Ведь в строительной отрасли есть много регулирующих факторов – насколько сложно им следовать, существуя в такой системе самостоятельного развития?
— Есть один очень показательный пример: в 2005 году участники строительного рынка начали наперебой предлагать всевозможные скидки и акции, тем самым ставя под угрозу развитие рынка и жертвуя собственной доходностью в желании «утопить» конкурента. В городе появилось порядка 200 новых компаний: вдруг возникло представление, что стоит копнуть лопатой – и появятся дольщики. Рынок находился в диком состоянии, и люди реагировали на любую рекламу. В тот момент мы стали одним из инициаторов создания некоммерческого профессионального сообщества. На первую встречу собрались представители около 12 строительных компаний, среди которых были «Град», «Финстрой», «Куб», «Амонд» и другие. Мы все говорили о необходимости отстаивать свои принципы, при этом сотрудничать и создавать общие продукты как участники профессионального сообщества. Главное – конкурировать не друг с другом, а с рынком. В итоге мы выровняли цены на аналогичные объекты, и появилось соглашение об упорядочении рынка. Так родилось первое некоммерческое сообщество – Самарская гильдия строителей. Мы начали собираться каждый месяц и решать профессиональные вопросы разного характера. После того как создание СРО стало обязательным для строительной отрасли, наше объединение стало эффективной саморегулируемой организацией.
В итоге наш самобытный путь удалось обобщить в кругу единомышленников и создать правила, которые сейчас уже кажутся незыблемыми и долго действующими. Всем вместе, нам удалось создать понятную и прозрачную среду – это ли не эффективный показатель работы в команде?
Об отношениях с властью и социальной ответственности
— Ранее ГП «Берег» участвовала в реализации бюджетных проектов – таких, как здания Пенсионного фонда возле музея Алабина, Управления Росреестра, прокуратуры Самары, в достройке онкологического центра. Сейчас же вы не замечены в такого рода подрядах. Чем это обосновано?
— Вы правы, наша компания имеет богатый опыт работ с бюджетными объектами в Самарской области. Сейчас мы продолжаем сотрудничество в рамках государственных заказов. В частности, достраиваем образовательный центр в г. Кошки и осваиваем знаковый объект для Пензы – областной цирк. Мы готовы применить накопленный опыт и в Самарском регионе.
— Планы по строительству отеля поблизости от онкоцентра – это реализация проекта на компенсационной площадки или ваша собственная идейная инициатива?
— Первоначальная идея была довольно эмоциональной, но базировалась на объективных фактах. В 2009 году, когда онкоцентр начал функционировать, мы увидели возле здания череду машин и людей, которые в них буквально ночевали. Тогда и пришло понимание, что возле столь масштабного объекта должна быть сопутствующая инфраструктура в виде гостиницы. Далее мы провели маркетинговое исследование и сделали вывод, что на рынке не хватало профессиональной инфраструктуры гостиничного фонда. Затем мы составили техзадание, которое прошло международный российский аудит, и занялись оформлением земельного участка. Однако договор аренды удалось заключить лишь полгода назад, и сейчас проект находится на стадии выхода рабочей документации. Проект строительства ориентирован на создание на этом участке 3-звездочной гостиницы с хорошими видовыми характеристиками. Гостиница не будет специализироваться лишь на размещении посетителей онкоцентра, но они смогут рассчитывать на 30%-ю скидку при размещении.
— Социальная ответственность бизнеса в вашем случае – это выбор собственников бизнеса? Ведь и в проекте гостиницы социальная составляющая есть, и в спортивных мероприятиях, которые «Берег» активно поддерживает.
— Воспитание, которое мы получили от своих родителей, до сих пор в нас живет и отражается не только на взаимоотношениях внутри семьи, но и в возможности и стремлении кому-то помочь. К тому же вероятность участвовать в подобных проектах дает возможность жить в ладу со своей совестью и в согласии с партнерами. Во многом поэтому мы занимаемся организацией и поддержкой спортивных состязаний – турниров по детскому теннису, лыжных гонок, велосипедных гонок памяти нашего общего друга. Подобные проекты создаются на эмоциях, но впоследствии закрепляются в качестве традиций. Когда делаешь добрые дела без обязательств и долгов, все рано или поздно возвращается тебе же по другим каналам. Я неоднократно испытывал это на себе, и сама концепция нашей компании делает подобные проекты естественной частью нашего общего развития, нашими общими потребностями.
О новых проектах и планах на будущее
— Как вы думаете, какой объект мог бы стать венцом деятельности ГП «Берег»?
— Так как ни одна площадка, которая сейчас разыгрывается на аукционах, не подготовлена к немедленному освоению, а площадки, полученные при прежних руководителях города, заканчиваются, то полтора-два года назад мы занялись вопросом развития. Уровень, на котором находится компания сегодня, это позволяет: технологии работают, системы продаж выстроены, заказчик может обрабатывать и сдавать до 100 тыс. кв. м жилья в год, весь процесс систематизирован и фактически превращен во франшизу.
Мы пробовали искать земельные участки и общаться с собственниками – убедить их оказалось сложно, все хотят немедленной прибыли. В итоге обратились к партнеру, с которым уже построили семь домов. Компания стала акционером участка, принадлежащего Самарскому авторемонтному заводу. Уже полтора года ведется проект планировки территории, расположенной рядом с Арбитражным судом. На этой площадке мы и хотим реализовать интересный современный проект, включающий в себя строительство комфортабельного и при этом доступного жилого комплекса и офисного центра класса А на первой линии. Жилье в этом проекте будет максимально удобным для жизни: прогулочные зоны, парковки и при этом экономичные малогабаритные квартиры. ЖК будет состоять из шести 25-этажных домов общей площадью 140-150 тыс. кв. м. Офисный же центр рассчитан на арендаторов из числа представителей международных компаний, имеющих представительства в Самаре. В целом, это будет проект с новой идеологией, хотя ничего нарочито пафосного в нем не будет.
— Почему в составе этой застройки появится именно офисный центр? Компании неинтересны торговые площади?
— Предполагается, что арендаторами в данном случае будут представители иностранных компаний именно в сфере торговли. Потенциальный спрос есть: одних представительств французских компаний в Самаре около 40, да и в нашем листе потенциальных арендаторов набрался внушительный список. К тому же сама выбранная локация и формат будущего объекта позволяют мне думать, что в этом сегменте мы разбираемся хорошо. Хотя, в целом, бизнес-сообщество мне более понятно для реализации идей доходного бизнеса, чем ритейл, еще и потому, что торговый рынок уже поделен игроками и между ними осуществляется ожесточенная конкуренция. Нужно заниматься современным рыночным форматом.
— Какой вы видите компанию через 10 лет? Что будет важно для вас на этом этапе?
— Наша основная задача сегодня – вырастить профессионалов, которые придут нам на смену. Нынешние же руководители начнут выполнять функции экспертов, стратегически мыслящих опекунов. Однако когда это произойдет – сказать сложно, в частности, я до сих пор занимаюсь оперативной работой. Сейчас есть пессимистическое ощущение, что еще года три мы будем жить в состоянии нестабильности, а для бизнеса это существенный срок. Сейчас, занимаясь новыми проектами, мы более чутко будем обращать внимание на реакцию рынка. Между тем компания завершает целый ряд проектов, мы выходим на эту стадию без долгов и со своими активами. Когда на рынке появятся прогнозируемость, ликвидность, длинные деньги и восстановленный длительный спрос, ситуация сдвинется с мертвой точки. Если глобально – то на протяжении ближайших десяти лет мы намерены работать.
Самара ул. Николая Панова, д. 6Б
(846) 279-08-09, 207-90-90
реклама
С проектной документацией можно ознакомиться на сайте