Четверг, 22.02.2018
Журнал Первый
Масштаб перемен →
Обознасили приоритеты

Простая математика

18 июня 2015

Территориальный фонд Обязательного медицинского страхования Самарской области представил анализ финансовых показателей работы медучреждений в 2014 году.

Как пояснил директор ТФОМС Самарской области Виктор Мокшин, в рамках базовой программы ОМС (в сумме 25 688,4 млн руб.) работали 173 медицинские организации. Из них за счет субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС (в сумме 22 290,0 млн руб.) финансировалось содержание медицинских организаций в сумме 815,0 млн руб. Кроме того, за счет трансфертов из областного бюджета (в сумме 2 829,6 млн руб.) финансировалось содержание государственных бюджетных медицинских организаций в сумме 1 508,2 млн руб. и скорая медицинская помощь в сумме 1 321,3 млн руб. Сверх базовой программы ОМС (также за счет трансфертов из областного бюджета) осуществлялось долечивание (реабилитация) работающих граждан, проживающих в Самарской области, в условиях санатория непосредственно после стационарного лечения в сумме 230,0 млн руб. (финансировалось 10 медицинских организаций).

В 2014 году 32 медицинские организации (40% из числа МО, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях) перешли на договоры (контракты) по организации питания пациентов по аутсорсингу.

К работающим ранее в системе ОМС медицинским организациям в 2014 году прибавилось еще 27 медицинских организаций, в том числе:

  • 17 МО частной формы собственности;

  • 3 МО муниципальной собственности;

  • 7 МО федеральной собственности.

Таким образом, по состоянию на 31.12.2014 г. в системе ОМС Самарской области функционировали 173 медицинские организации.

По итогам отчетов за 2014 год из 27 вновь пришедших МО оказывали медицинскую помощь населению в рамках территориальной программы ОМС только семь.

Такая ситуация складывается из года в год: медицинские организации вступают в систему ОМС, но не оказывают медицинскую помощь в течение всего года, при этом страховые медицинские организации должны заключить с ними договор на оказание медицинских услуг, Территориальный фонд должен предусмотреть на них объемы и средства, собрать необходимые отчеты, а это требует затрат времени, человеческих, материальных и др. ресурсов. Все это указывает на несовершенство законодательной базы, согласно которой не работающие в системе ОМС медицинские организации не могут быть выведены из Реестра.

По сравнению с 2013 годом в связи с увеличением территориальной программы кассовые доходы в 2014 году возросли на 15% (в 2013 году составляли 21 781,3 млн руб., в 2014 году –25 050,7 млн руб.), кассовые расходы медицинских организаций Самарской области увеличились на 16% (в 2013 году составляли 21 445,6 млн руб., в 2014 году –24 860,9 млн руб.). Кассовые расходы медицинских организаций в 2014 году составили 99% от дохода.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом отмечается увеличение доли фонда оплаты труда (с 66,7% в 2013 году до 68,4% в 2014 году) за счет статей затрат, направленных на содержание медицинских организаций и статьи затрат «медикаменты». Также можно отметить значительное увеличение расходов на заработную плату с начислениями по сравнению с 2013 годом (с 14 306,1 млн руб. до 17 009,4 млн руб., или на 19%) и увеличение прочих расходов на 400 млн руб. (с 3 640,9 млн руб. до 4 047,6 млн руб., или на 10%),

Если разделить прочие расходы по группам, то:

  • 64% расходов связаны с приобретением услуг (связи, транспортных, коммунальных, аренды и проч.);

  • 21% расходов приходится на приобретение прочих материальных запасов и горюче-смазочны материалов;

  • 13 % — на прочие расходы, в том числе на налоги, пени, штрафы;

  • 2% — на приобретение прочих основных средств и медицинского оборудования.

Кассовые расходы в 2014 году по видам помощи сложились следующим образом:

На стационарнуюпомощь медицинские организации израсходовали 11 784,3 млн руб., что на 13% больше, чем в 2013 году (в 2013г. – 10 390,3 млн руб.).

На амбулаторную помощь медицинские организации израсходовали 8 777,9 млн руб., что на 9% больше, чем в 2013 году (в 2013г. – 8 088,1 млн руб.).

На стоматологическую помощь медицинские организации израсходовали 667,5млн руб., что на 19% больше, чем в 2013 году (в 2013г. – 560,6 млн руб.).

На медицинскую помощь, предоставленную в дневных стационарах всех типов, медицинские организации израсходовали 1 849,8 млн руб., что на 126% больше, чем в 2013 году (в 2013г. – 818,9 млн руб.).

На долечивание (реабилитацию) в условиях санатория медицинские организации израсходовали 212,3 млн руб., что на 6% меньше, чем в 2013 году (в 2013г. – 224, 9 млн руб.).

На скорую помощь медицинские организации израсходовали 1 569,1млн руб., что на 15% больше, чем в 2013 году (в 2013г. – 1 362,9 млн руб.).

Стоимость единицы медицинской помощи

Стоимость одной госпитализации в стационаре составила 21 524,8 рубля руб., что на 21,8% выше, чем в 2013 году.

Стоимость одного амбулаторного посещения составила 362,8 руб., что на 7,5% выше, чем в 2013 году.

Стоимость одного посещения стоматолога составила 341,3 руб., что на 9,5% выше, чем в 2013 году.

Стоимость одного дня лечения в дневных стационарах всех типов составила 755,7 руб., что на 78 % выше аналогичного показателя в 2013 году.

Стоимость одного вызова скорой медицинской помощи составила 2 270,1 руб.

Стоимость одного койко-дня долечивания (реабилитации) в условиях санатория составила 1 481,6 руб.

Анализ показателей деятельности МО, оказывающих амбулаторную помощь, выявил в 2014 г. увеличение общего числа посещений врачей на 1% по сравнению с 2013г. и составил 24 197 026.

Очень низким оставался уровень посещений при оказании медицинской помощи в неотложной форме – 729 914 посещений в 2014 г., что составляет всего лишь 50% от федерального норматива. Правда, если сравнить эти показатели с предыдущим годом, то положительная динамика все же отмечается.

Число посещений стоматолога в 2014г. по сравнению с 2013 г. увеличилось на 9%.

Таким образом, по итогам 2014 года мы наблюдаем развитие стационарозамещающей помощи и рост амбулаторных посещений, что при условии оптимизации коечного фонда в стационарах круглосуточного пребывания и развития неотложной амбулаторной помощи позволит минимизировать ресурсозатраты на медицинскую помощь в целом.

Обсуждение закрыто.