Самарские предприниматели готовы занять пустующую нишу сувенирной продукции
Год назад Сергей Зрелов (госслужащий, по образованию – инженер-программист) и не думал, что вскоре будет сидеть не в офисе за столом
с компьютером, а в собственной мастерской за столярным станком и получать от этого неподдельное удовольствие. Сегодня он вместе с супругой Екатериной развивает свое небольшое, но очень нужное дело – производство экологичной деревянной мебели, игрушек и сувениров.
Алена ПАВИЧЕВА
Идея создания своей артели (а называется она «Чудо-дерево») возникла у Зреловых совсем недавно, в марте. В одной из соцсетей создали свою группу и начали принимать заказы. Сначала – на детские кроватки, мольберты и другие деревянные «гаджеты», благо, своих детей – трое, поэтому Сергей и Екатерина точно знают, каким должен быть функционал. Зачастую такие товары – импортного производства, поэтому, хотя и недешевы, но качество оставляет желать лучшего. Нужно ли говорить, насколько более очевидны преимущества той же кроватки, сделанной из цельного дуба, а не фанеры, и заботливыми руками мастера, а не робота. Плюс – приемлемая цена, потому что никакой надбавки за дальнюю доставку и растаможивание. Затем появились желающие приобрести другие, эксклюзивные, вещи. С марта начинающие предприниматели побывали со своими изделиями уже на четырех выставках и начали сотрудничество с двумя магазинами.
«Как ни удивительно, в Самаре нет самарских сувениров, – рассказывает молодой бизнесмен. – Единственная, кто представляет местный рынок самарской игрушки, – Лора Городецкая, но она занимается керамикой. Мы же хотим, чтобы в наших сувенирных магазинах продавалась не только деревянная посуда и сувениры с хохломской росписью, как по всей России, но и вещицы, которые действительно были бы связаны с нашей землей, с историей. А что такое классический сувенир в Самаре? Это тесное переплетение с немецкими мотивами, это куколки типа матрешек, резьба, зодчество, сочетание северного и восточного начал – такого нет нигде».
Оказывается, сувениры с надписью «Самара» заказываются в других городах России, единицы изготавливаются здесь, да и то кустарным способом, «на коленках». А ведь впереди – игры чемпионата мира по футболу-2018, но удивить (во всяком случае, пока) гостей нечем. Артель «Чудо-дерево» готова удовлетворить этот спрос, правда, пока возможностей у нее не очень много. Супруги подыскивают более просторное помещение, чем то, что занимают сейчас. Во-первых, планируют расширять производство – артель и подразумевает разделение труда на ремесла, Сергею требуются подмастерья и мастера. Во-вторых, как всякое начинающее предприятие, ограничены в финансовых ресурсах. Собственные средства Сергей и Екатерина Зреловы давно пустили в оборот, но требуются постоянные инвестиции. Это и есть тот самый малый бизнес, который остро нуждается в государственной поддержке на этапе становления.
Планы у супругов амбициозные. Помимо расширения предприятия, Зреловы очень рассчитывают на расширение профилей деятельности. Так, например, они хотят проводить обучающие занятия для мальчиков, где дети могли бы постигать азы столярного ремесла. Сейчас это уже востребовано, к предпринимателям обращаются мамы, которые, конечно, хотят, чтобы их сыновья умели и гвоздь в стену вбить, и скворечник сколотить. Со временем артель «Чудо-дерево» должна превратиться, по задумке создателей, в конгломерат, объединяющий ремесленников-производителей, ведущих мастер-классов, консультантов шоу-румов. С одной стороны, Сергей и Екатерина Зреловы намерены сохранить традиции ручной обработки дерева, самобытного столярного искусства, а с другой – развить современный бизнес, в управлении которым хороши самые эффективные мировые инструменты.
Сергей Зрелов, индивидуальный предприниматель:
— Мы сейчас активно сотрудничаем с ИКАСО (Информационно-консалтинговое агентство Самарской области. – Прим. ред.) и службой занятости населения Самарской области. Там нам оказывают и юридическую, и доступную финансовую поддержку. Но, возможно, мы обратились не во все институты, ориентированные на помощь предпринимательству, мы просто можем не знать о том, что, например, кто-то предлагает бесплатную площадку под производство или готов вложиться в развитие нашей артели.