Сегодня СПИД-центр – современная многопрофильная европейская клиника
За последние три года Самарский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД не просто переехал в новое здание – благодаря новым условиям работы он стал площадкой для обмена опытом с коллегами, в том числе и из других регионов.
Людмила СЕРГЕЕВА
Начинали с развалин
«Начали мы с развалин. С развалин и в прямом, и в переносном смысле», – вспоминает главный врач Самарского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Алексей Спирин.
Здание на ул. Льва Толстого, хотя и имеет статус памятника архитектуры и является объектом культурного наследия, мало подходило для лечебного учреждения. Когда на уровне Минздрава СССР было принято решение о создании сети СПИД-центров и в Самаре появился первый больной ВИЧ-инфекцией (а было это в 1989 году), тех 600 квадратных метров вполне хватало на тот момент. Когда же число больных превысило 45 тысяч человек, этого стало явно недостаточно.
Врачи, приходя на работу, буквально локтями «продирались» к своим кабинетам сквозь толпы людей. В узком небольшом коридоре посетителям приходилось стоять очень плотно друг к дружке. И это при том, что в центр шли те, кого болезнь уже загнала в угол, кому деваться было некуда. Остальные в центр не спешили, особенно для профилактики и контроля состояния здоровья. В здании не было регистратуры, элементарных бытовых условий, в туалет нужно было ходить на вокзал или в соседнюю больницу. Почти на 20 тысяч больных, находящихся тогда на диспансерном учете, приходилось всего четыре врача (по нормативу, один врач должен обслуживать одну тысячу больных). Да и лекарств тогда остро не хватало. Это создавало определенные барьеры и для работы медиков, и для притока пациентов.
По пути перемен
Новое руководство совместно с минздравом области приступило к выстраиванию обновленной модели службы, начав с кадровых перемен административно-управленческого персонала. «Как работать с людьми, которые на предложение начать развивать службу отвечали: «Это невозможно»?» – комментирует ситуацию главный врач СПИД-центра Алексей Спирин. – А мы знали: если не начать работать по-новому, эпидемия СПИД захлестнет губернию. Мы даже математически рассчитали прогноз увеличения количества ВИЧ-инфицированных в области. И наш мрачный прогноз сбылся бы, если бы мы не начали работать по-другому».
Проблему с ВИЧ-инфекцией в регионе удалось вынести в публичную плоскость. Тогда о СПИДе заговорили по радио и на телевидении, начали писать в газетах. Разъясняли, почему надо проверяться на ВИЧ, как уберечься от заражения, куда идти в случае сомнений…
Надо отдать должное, губернатор Николай Иванович Меркушкин в ситуацию вник и подключился к решению проблемы. И когда центру был выделен больничный комплекс на Ново-Садовой, 178 (1973 года постройки, 40 лет без ремонта), там сразу же начались работы.
В максимально короткие сроки преобразились не только здания и сооружения, но и территория вокруг, которая до того пребывала в крайне неудовлетворительном состоянии и больше напоминала свалку мусора с незаконными гаражными постройками. Теперь здесь современно, чисто, ухожено, светло, как и положено месту, находящемуся на «гостевом маршруте», и перед гостями нашего города не стыдно. Когда открыли отремонтированный комплекс, поток больных увеличился вчетверо, люди увидели, что для них создали условия, что их стали лечить.
Дело техники
С оборудованием определились сразу: оно должно быть самым современным, чтобы помогало врачам своевременно ставить правильный диагноз. Приходилось бороться за каждую позицию. Например, компьютерный томограф: сегодня он обеспечивает около 60% верификации диагноза. И Самарский СПИД-центр – единственный в России, оснащенный компьютерным томографом. Созданный с «нуля» лечебно-диагностический комплекс, в состав которого входят эндоскопический, ультразвуковой, стоматологический, флюорографический и другие аппараты, позволяет в течение нескольких часов обследовать пациентов и определять тактику их дальнейшего наблюдения и лечения.
Основную нагрузку в постановке диагноза несет лаборатория. И она также была оснащена по последнему слову техники. Сегодня здесь делают все известные в мире клинические лабораторные исследования. В лаборатории есть уникальное оборудование для проточной цитометрии, аппараты автоматического штрих-кодирования пробирок. Их всего три в России, и все – в СПИД-центре в Самаре.
Обеспечена 100%-я информатизация всех лечебных, диагностических, технологических, административных процессов. И это тоже можно считать уникальным достижением Самарского центра. Врач не тратит времени на ненужную писанину, увеличивается время приема больных, сокращаются очереди.
Благодаря неравнодушию и активной позиции губернатора Николая Меркушкина, а также министра здравоохранения Самарской области Геннадия Гридасова удалось пролоббировать интересы региона на федеральном уровне и получить поддержку Министерства здравоохранения России. Финансирование мероприятий по противодействию распространения ВИЧ в регионе увеличилось в разы. Это позволило в большей степени закупить необходимые лекарства, тест-системы и все, что необходимо для работы.
В результате все ВИЧ-инфицированные получают необходимое лечение, несмотря на то что поток пациентов растет, в том числе и за счет иногородних людей – многие из них, узнав о возможностях Самарского СПИД-центра, специально едут сюда лечиться.
В итоге в Самаре создано конкурентоспособное лечебное учреждение, представляющее собой современную многопрофильную европейскую клинику, которая гарантирует качественные услуги не только ВИЧ-инфицированным, но и всем жителям области по лабораторной и другой диагностике, консультациям врачей-специалистов. Отделения центра, кроме города Самары, развернуты также в Новокуйбыщевске и Тольятти.
Так, чтобы получить диагностику печени, раньше надо было брать пункцию, а это процедура очень непростая. Есть риск получить осложнение, повредить кровеносный сосуд, желчный проток. А в центре – аппарат, который заменяет, по сути, малую операционную. Это фиброскан, аппарат для неинвазивной, то есть совершенно безопасной для пациента, диагностики печени, которая называется эластометрией.
Специалист датчиком, напоминающим УЗИ, поводил по коже – и готовы результаты биопсии печени: аппарат определяет структуру печени, степень ее поражения, функционирование. Востребованность этой услуги среди жителей области очень высока.
Впервые в Самарской области организовано оказание паллиативной медицинской помощи больным с тяжелыми проявлениями ВИЧ-инфекции.
Штатная ситуация
Изменилась система оплаты труда сотрудников. В центре полностью выполняются все показатели по уровню зарплаты медицинским работникам, обозначенные в майском указе президента РФ и «Дорожной карте» совершенствования системы здравоохранения региона. Алексей Спирин говорит, что гарантированные цифры приняты за основу, к которой начисляются стимулирующие выплаты за качество, интенсивность, эффективность работы. Сегодня в штате учреждения 430 человек (три года назад было 67). Дефицита кадров нет. Наоборот, появился конкурс среди желающих работать здесь.
Средний возраст врачей – 35 лет. Но это не значит, что работают только «молодые и зеленые».
«Критерий отбора сотрудников один – желание работать. Остальному можно научить, – уверен главврач центра. – Клиническое мышление доктора формируется не только книгами, но прежде всего практикой, общением с пациентами. Но есть в центре и опытные, заслуженные сотрудники. А успех достигается сплавом молодости и опыта».
Команда единомышленников
Сегодня коллектив СПИД-центра – это команда единомышленников-профессионалов. «Два заместителя – Ольга Агафонова и Ирина Карпова – профессионалы высокого класса, прошедшие огромную школу лечебной и организаторской работы, — рассказывает А.Спирин. – Как мы говорим, все «от станка», все понюхали пороху. Отмечу заведующих отделениями Анатолия Калышенко, Галину Соколову. Это молодые, но опытные специалисты. Самым мощным подразделением центра – амбулаторно-поликлиническим отделением – заведует Максим Чесноков. Он начинал рядовым врачом-инфекционистом, вырос до заведующего отделением». В центре солидный штат инфекционистов – 19 активно работающих врачей, а также специалисты узкого профиля – хирурги, офтальмологи, стоматологи, акушеры-гинекологи, рентгенологи, эндоскописты и другие.
Как отметил главврач, заведующая лабораторной службой Наталья Томашевская – «гуру» своей службы. Она одна из немногих, кто стоял у истоков создания СПИД-центра и формирования новых подходов в лабораторной диагностике. И коллектив лабораторной службы – очень мощная структура, которую создала Томашевская.
Сейчас в центре есть прекрасные новые службы, которых раньше не было. Это аптека во главе с Еленой Рыжовой, служба главной медсестры Елены Хворовой, юридический отдел, который возглавляет Галина Кочаненко, финансовая служба с главным бухгалтером Анной Ткачевой и руководителем планово-экономического отдела Людмилой Пасечник, отдел кадров во главе со Светланой Разбегаевой. Команда единомышленников-профессионалов сформирована.
Две беды Самары
Председатель Совета Федерации Госдумы России Валентина Матвиенко была в Самаре не раз, и она знала, о чем говорит, когда в очередной свой визит в губернию произнесла: «В Самаре две беды – дороги и ВИЧ».
По большому счету, это до сих пор так. Но если с дорогами все же полегче, их стали интенсивно и качественно ремонтировать, то с ВИЧ так запросто не справишься. Пожар, полыхнувший в 1990-е, горит до сих пор, и нужны постоянные усилия всего общества, чтобы сбить пламя инфекции. Главной задачей специалистов центра было и остается обеспечение притока ВИЧ-инфицированных в специализированное лечебное учреждение. Тогда это социально опасное заболевание перестанет разъедать общество и губить людей в геометрической прогрессии. Пациент, обследованный на ВИЧ и принимающий лекарства, становится не опасен для общества. Вирус в его организме, конечно, не исчезает совсем (это пожизненное заболевание), но вирусная нагрузка снижается настолько, что он даже в случае непредвиденных обстоятельств не сможет никого заразить. Как говорят специалисты, вирус находится на неопределяемом уровне, не размножается.
И определенные успехи в выполнении этой задачи уже есть. Так, Самарская область сделала шаг вперед, отступив назад (с четвертого на десятое место в России) по уровню первичной заболеваемости.
Алексей Спирин, главный врач СПИД-центра:
— Впервые за последние 25 лет существования службы наметилась тенденция по снижению уровня первичной заболеваемости. Заболеваемость и пораженность будет расти, от этого пока никуда не деться, но больных выявляется все меньше, хотя количество обследованных людей растет. И еще одно достижение и центра, его сотрудников, и всего общества – в антирейтинге пораженности населения ВИЧ-инфекцией мы, Самарский регион, ушли со второго места на третье. Это значит, что мы начали брать ситуацию под контроль.