Жить, а не только лечиться – этому сотрудники детсада учат родителей своих воспитанников
В детском саду №197 «Радуга» Автозаводского района Тольятти действует особое структурное подразделение – «Лекотека», где родителей малышей с ограниченными возможностями здоровья обучают тому, как комплексно и квалифицированно заниматься развитием ребенка, помочь ему освоить базовые знания и умения, необходимые в повседневной жизни.
Надежда ЛОКТЕВА
Быть родителем «особого» ребенка – не только тяжкий труд, но и миссия. Ведь именно на родителей здесь порой ложится то, что другие дети постигают в детском саду и в школе, в коллективе сверстников: навыки социализации, общения, самообслуживания, интеллектуальное, личностное развитие. Но порой у мам и пап таких детей, подолгу проходящих лечение в больницах, в реабилитационных центрах, просто не остается времени и душевных сил ни на что, кроме физического состояния ребенка. Однако мир не ограничен пределами больничной палаты, и любому ребенку нужно не только лечиться, но и жить. Учиться, общаться со сверстниками, развивать свои способности и таланты…
В 197-м тольяттинском детском саду таким детям и их родителям решили помочь не случайно: из 241 воспитанника здесь 101 – это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе и с ДЦП. Защитив грант на федеральном уровне, с помощью Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сотрудники детского сада организовали «Лекотеку».
«Лекотека» – от слова «леко» (игрушка). Именно в игровой форме, с помощью обучающих игрушек Монтессори, Зайцева и т.д. у детей развивают сенсорику, моторику и координацию движений, логическое мышление, эмоционально-волевую сферу, тренируют нарушенные функции… Игровые пособия подбираются специалистом и предоставляются в пользование семье. С детьми занимаются логопеды, педагог-психолог, дефектолог, специалист по двигательному развитию, они же проводят индивидуальные и групповые занятия, консультации, семинары с родителями. Большой популярностью пользуются эти занятия у мам и пап тех малышей, которые по состоянию здоровья не могут ходить в детский сад или посещают другие детские учреждения. Помимо системных знаний и навыков, родители детей-инвалидов получают здесь и психологическую помощь – для них действует школа по профилактике эмоционального выгорания.
Сотрудники кафедры специальной педагогики и специальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии проводят на базе детского сада курсы повышения квалификации педагогов и подготовки волонтеров, работающих с детьми-инвалидами. Повышение квалификации в рамках проекта «Лекотеки» получили уже 24 педагога.
Здание детского сада оснащено поручнями, пандусами, подъемниками на лестницах, так что на второй этаж, где расположены музыкальный, спортивный и тренажерный залы, дети с ограниченными возможностями здоровья могут подняться свободно. Оборудована комната Монтессори, темная сенсорная комната с различными оптическими эффектами, создана база для работы с детьми с нарушениями развития.
Помимо обычных возрастных групп, здесь есть две группы «Особый ребенок» для детей с инвалидностью и четыре группы для детей с небольшими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Все эти малыши постоянно контактируют со здоровыми детьми из других групп, вместе гуляют, проводят праздники, участвуют во всех мероприятиях, включая городские конкурсы и викторины, театральные постановки, ездят в гости к сверстникам из других детских учреждений. Несколько лет подряд дети с инвалидностью из детского сада № 197 занимают призовые места в городском конкурсе «Солнечный круг» в номинациях «Театр» и «Шумовой оркестр», а на городском экологическом конкурсе стали лауреатами в номинации «Социализация» с театральной сценкой на тему экологии.
Валентина Мелькина, заведующая детским садом №197 города Тольятти:
— Практически все родители, которые ходят к нам, – это великолепные люди, подвижники, отдающие все силы своим малышам. Но порой, делая акцент на физическом здоровье, они упускают время, необходимое для развития ребенка, и чтобы наверстать это, нужны гигантские усилия. С помощью «Лекотеки» мы стараемся, во-первых, донести до родителей необходимость систематических регулярных занятий с ребенком, а во-вторых, научить их этому.