Дошкольный период как неотъемлемая часть образовательного кластера
«Детство должно быть детством» – так на языке простых смыслов можно перефразировать основной принцип новых федеральных стандартов системы дошкольного образования. Одной из главных задач воспитания становится постепенная подготовка ребенка к взрослению путем поощрения и развития его самостоятельности, инициативы и собственной системы мотивов и ценностей. На этом базируется подход к детству как к самодостаточной фазе развития человека.
Людмила МАРТОВА
Форматы развития
Ключевой акцент в дошкольном образовании сосредоточен на формировании качеств, обеспечивающих социальную успешность ребенка, хотя, так или иначе, изрядная доля времени дошкольных учреждений всегда уходила на подготовку детей к школьному периоду, для того чтобы адаптация в новой среде прошла без стрессов. Опыт показал, что наиболее удачно вписываются в иное социальное пространство именно детсадовские ребятишки, что, собственно, лишний раз подчеркивает значимость дошкольной системы. Не случайно, согласно новым ФГОС, впервые за 150 лет дошкольное образование становится самостоятельным первым уровнем общего образования.
Самарская область мобильно отреагировала на соответствующие изменения, показав высокую готовность к работе по новым стандартам. На сегодня программы дошкольных учреждений носят непрерывный интегрированный характер, образуя в совокупности единство воспитательного и образовательного процессов. Вместе с тем, во главу угла поставлены условия развития ребенка, где воспитатель становится непосредственным участником физического, нравственного и социально-коммуникативного формирования маленького человека. По словам заместителя министра образования и науки Самарской области Надежды Колесниковой, «в ситуации интенсивного обеспечения детских садов дополнительными местами возросла потребность в профессиональных кадрах. В кратчайшие сроки эту задачу удалось решить, за счет возвращения в дошкольную систему опытных педагогов, ранее работавших в других структурах образовательной отрасли».
В кадровой проблеме дошкольных учреждений существенную роль играют финансовая составляющая и качество системы подготовки. На пользу делу «сработали» вполне ощутимые стимулы, а именно в рамках разработанной «дорожной карты» поэтапное увеличение заработной платы работникам дошкольного образования. В общей сложности за последние пять лет средняя зарплата выросла практически на 70%. Как следствие, в дошкольной сфере наблюдается приток молодых кадров, и эта тенденция имеет устойчивый характер. С 2014 года молодые специалисты получают ежемесячную субсидию из областного бюджета в размере пяти тысяч рублей. Сейчас губернские педагоги и воспитатели оттачивают мастерство на курсах повышения квалификации, ведется методическое сопровождение сотрудников на базе образовательных учреждений. Совершенствование подготовки и переподготовки кадров – один из системных принципов дошкольного образования.
Недетский вопрос
Из ежегодного послания губернатора Николая Меркушкина: « За три года мы создали более 28 тысяч новых мест в дошкольных учреждениях. Впервые за многие годы построено 23 детских сада. В 2014 году создано еще более 5 тысяч мест, в том числе в 12 новых детских садах. В 2015 году будет построено и реконструировано еще 9 садов. В связи с ростом рождаемости появится дополнительный спрос на места в садах. Поэтому в 2015-2018 годах мы планируем создать еще 18,5 тысячи новых мест».
В настоящее время в Самарской области работают 325 ДОУ, из них 256 – это государственные и муниципальные учреждения, 15 – ведомственные, 41 – автономные некоммерческие организации, 11 – частные детские сады. Кроме того, 647 садов стали подразделениями образовательных центров и 132 дошкольные группы созданы при школах. В целом, местами обеспечены 142 тысячи детей в возрасте от полутора до семи лет, таким образом, проблема охвата детей ДОУ решена на 70,8%.
Дефицит мест в дошкольных учреждениях сохраняется в городах Самара, Тольятти, Сызрань, Похвистнево, Кинель, в муниципальных районах Волжский и Ставропольский. Причем в Тольятти, Сызрани и Волжском районе существует возможность предоставления мест, но удаленность дошкольного учреждения от местожительства не отвечает запросам родителей. Получается, при фактическом наличии мест очередность не уменьшается. Кроме того, в очереди остаются дети, получающие дошкольное образование, но, тем не менее, желающие перейти в другое учреждение. На самом деле вопрос – в каком саду ребенку будет лучше и комфортнее – содержит гуманитарную нагрузку, а стало быть, это тоже значительный шаг вперед.
Проблема нехватки мест в детских садах решается за счет развития альтернативных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания детей, частных семейных детских садов, «билдинг-садов» – небольших дошкольных учреждений, расположенных на первых этажах жилых зданий. По сути, открытие таких мини-садов в микрорайонах – не что иное, как осуществление принципа пошаговой доступности дошкольного образования. Немаловажно, что пребывание детей в негосударственном секторе частично финансируется из бюджетов областной и городской казны. В прошлом году правом на получение субсидий воспользовались 43 негосударственных детских сада. На эти цели бюджет региона «предусмотрел» порядка 747,4 млн рублей. В общей сложности альтернативные детские учреждения посещают около 17 тысяч дошкольников.
В тройке лидеров
В 2014 году на модернизацию региональной системы дошкольного образования Самарской области выделяются федеральные субсидии, первый транш составил 300 миллионов рублей, второй транш – 808,8 миллиона рублей. Конкретные пути преодоления проблем дошкольного сектора решаются посредством комплексного подхода, включающего мероприятия по строительству, реконструкции, капитального ремонта зданий, их материально-технической оснащенности. В рамках государственно-частного партнерства, в проектировании и строительстве детских садов участвую такие крупные компании, как ОАО «РЖД», ОАО «НК «Роснефть», строительная корпорация «Авиакор».
Возведение новых детских садов ведется по современным проектам и технологиям. Так, в кратчайшие сроки в микрорайоне Крутые Ключи построен самый большой детский сад в России, представляющий собою комплекс из трех зданий, каждое – вместимостью на 500 человек. На подходе – новый детсад в Южном городе, Сызрани, Тольятти, Жигулевске, Кинеле, Похвистнево. По мнению организаторов образовательной отрасли, к 2016 году проведенные мероприятия позволят полностью ликвидировать очередность в дошкольные учреждения.
Значимость «детского вопроса» очевидна и с точки зрения социальных эффектов. В частности, в ходе модернизации в Самарской области создано более 2,5 тысячи рабочих мест для работников дошкольной сферы. Свыше 10 тысяч молодых родителей, определивших детей в дошкольные учреждения, смогли своевременно выйти на работу. В 18 сельских муниципалитетах полностью решена проблема очередности в дошкольных учреждениях. Продолжается реализация проектов по строительству и реконструкции 31 детсада, 17 из которых планируется ввести в эксплуатацию в текущем году. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о готовности системы дошкольного образования к качественному росту. Главное – в области созданы условия для внедрения ФГОС дошкольного образования. По ключевым позициям – множественность типов детских садов, переподготовка кадрового потенциала, формирование нужных профессиональных компетенций – система приходит в соответствие требуемым федеральным форматам.
Следующий этап – создание системы контроля качества дошкольного образования в условиях ФГОС, так как в долгосрочной перспективе разработчики нацелены получить объективную оценку качества образования на всех ступенях. Конструктивные совместные действия по изменению дошкольной системы принесли свои плоды. Во всяком случае, на фоне других регионов мы выглядим весьма благополучно. Не случайно Самарская область вошла в тройку российских лидеров по доступности дошкольного образования.