Ле Бурже показал самарцам, что подготовка инженерных кадров в России не уступает западной
Международный авиасалон в Ле Бурже – удобная интернациональная площадка для демонстрации достижений в области авиационно-космической техники потенциальным покупателям, а также для проведения переговоров и конференций.
В этом году в работе авиасалона участвовала и делегация Самарского государственного аэрокосмического университета во главе с ректором Евгением Шахматовым.
Алевтина ЛУКЬЯНОВА
Международный авиасалон в Ле Бурже – старейший авиационный салон. Впервые он состоялся в 1908 году. График выставки, как правило, традиционен: первые четыре дня мероприятие доступно для потенциальных бизнес-партнеров, а оставшиеся три дня открыто для широкой аудитории. Поскольку, в первую очередь, авиасалон ориентируется на демонстрацию коммерческих продуктов, на нем представлены современные технологии, достигшие стадии зрелости: готовые образцы авиационной и космической техники, которые вскоре поступят в открытую продажу, оборудование для промышленного производства, средства автоматизации и управления, готовые к внедрению на предприятиях. Кроме предоставления возможности продемонстрировать свои достижения и оценить успехи конкурентов, а также заключить необходимые контракты, организаторы авиасалона проводят большое количество тематических мероприятий не только для профессионалов, но и для молодежи, которые призваны повысить привлекательность инженерного образования.
— В чем заключалась цель вашего посещения Ле Бурже?
— Программа нашей командировки предполагала не только участие в авиасалоне, но и переговоры с рядом специалистов и вузов. Мы встречались с ректором Тулузского аэрокосмического университета, с которым сотрудничаем уже в течение пяти лет. А один день полностью посвятили поездке в Ecole Polytechnique – Высшую школу подготовки инженеров. Сейчас в Самаре создается технополис «Гагарин-центр», который станет не только кампусом объединенного университета, но и площадкой для развития всего инновационно-производственного комплекса Самарской области. Французский опыт организации современных научно-образовательных центров оказался для нас очень полезным.
— Чем известна эта высшая школа?
— В течение нескольких лет Ecole Polytechnique осваивает территорию в 160 гектаров на окраине Парижа. Мы посетили их лаборатории, учебные центры, видели уникальное оборудование, на котором они проводят исследования, связанные в том числе и с проблемами онкологии. Их опыт для нас очень ценен, хотя, конечно, сравнивать наши вузы не представляется возможным, в том числе и по бюджетам. У них только бюджет так называемого фонда развития университета, который складывается из пожертвований их выдающихся выпускников, составляет порядка миллиарда евро в год. Среди их выпускников – три президента Франции, более десятка министров, множество руководителей крупных промышленных предприятий и знаменитых ученых.
— Французам интересен российский опыт?
— Конечно, наш опыт подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли им тоже интересен, поскольку они планируют открыть такое отделение у себя в университете. У нас, кстати, с французскими коллегами сложились очень дружеские партнерские отношения. Они сами говорят, что разного рода санкционные войны – дело политиков, они не должны касаться науки и образования.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях о выставке.
— Я не могу сказать, что в Ле Бурже мы увидели какие-то сверхновые разработки, яркие идеи, вспыхнувшие за время, прошедшее с прошлогоднего Фарнборо или позапрошлогоднего Ле Бурже. «Аэробус А-380» летал уже тогда, Боинги 777 и 787 – тоже. Мое внимание больше привлекли экспозиции, демонстрирующие весь цикл получения готовых изделий – от идеи, технологической разработки до воплощения в производство.
— Разве в России нет подобного опыта?
— Мы, конечно, этим тоже занимаемся. Другое дело, что на Западе это стало массовым производственным циклом, у нас же в этом смысле все еще впереди. Как раз в этом – задача СГАУ и других вузов вместе с предприятиями Самарской области. Но, с другой стороны, сравнивая то, что мы видели в Ле Бурже, с тем, что происходит у нас, с оптимизмом обнаруживаем, что, в общем-то, мы не слишком от них отстали. И подготовка кадров у нас нисколько не хуже, может быть, даже и лучше, чем в ряде зарубежных вузов. Просто мы должны так мотивировать наших молодых специалистов, чтобы для них было престижно работать на отечественных предприятиях аэрокосмической отрасли, а не, к примеру, в компаниях Boeing или Airbus. Только в этом случае мы сможем совершить технологический прорыв.