В самарском детском саду №231 детей воспитывают на примерах
Проблема патриотического воспитания детей сегодня, по убеждению коллектива МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №231» г.о. Самара, – одна из наиболее актуальных в отрасли образования. Большую, а чаще всего определяющую роль в ее решении играют дошкольные образовательные учреждения, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения.
Елена НЕШТАДТ
Семейно-музейные ценности
«Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, – говорит старший воспитатель детсада Наталья Герасименко. – Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, поэтому приоритетное направление воспитания ребенка – социально-личностное развитие».
Среди задач, которые приходится решать педагогам в современных условиях, – формирование у детей целостной картины мира, интеграции личности воспитанника в национальную, российскую, мировую культуру, формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, потребности в реализации собственных творческих способностей, формирование патриотических чувств. Именно эти задачи составляют основу авторской образовательной программы «Семейный очаг», реализуемой в течение двух лет в рамках кружка «Растим патриота» на базе детского сада №231. Разработала ее воспитатель высшей квалификационной категории Валентина Азелькиреева.
«Суть программы – в решении этих задач в процессе осуществления всех видов детской деятельности в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, – поясняет автор. – Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников».
Большое значение в этой деятельности имеют поиск и разработка инновационных подходов в патриотическом воспитании дошколят. Один из них – работа по созданию мини-музеев, которая проходила в детском саду при самом прямом участии воспитанников, их родителей и педагогов. Коллективы каждой возрастной группы определяли тему, название мини-музея, место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции.
Учитывая, что этот год в России – особо значимый, когда повсеместно отмечается 70-летие Великой Победы, в определении тем экспозиций все были единодушны, приурочив их к юбилею. Вся страна готовилась к празднику, наряжали улицы гирляндами, проводились митинги, концерты, парады. В детском саду полным ходом велась работа по созданию музеев непосредственно педагогами, детьми и их родителями: на протяжении нескольких месяцев проходил отбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление макетов боевой техники, панорам сражений.
Дружный вклад
Свой вклад в большое общее дело внесла и дружная семья Михайковых. «Наш сын Иван вместе с другими ребятами группы «Крепыши» тоже участвовали в создании своего музея – музея Боевой славы Героев России, – рассказывает Наталья Михайкова. – Разумеется, под чутким руководством воспитателей – Надежды Лисунковой и Анны Гусак. Мы помогали им с большой радостью, ведь один из разделов музея посвящен нашим родным и близким людям. В подготовке материалов участвовала вся семья: бабушки, дедушки, мама, папа, дочка и сын Ванюша».
Прабабушки Ивана, Мария Михайловна и Валентина Николаевна, которые в годы войны сами были детьми, приходили в детский сад и рассказывали ребятам о том тяжелом времени, о своем нелегком детстве. Дедушки тоже поделились своей информацией об отцах. Один из них, Иван Андреевич Акинцев, был участником Великой Отечественной войны, а второй – Иван Павлович Михайков – был военным инженером и участвовал в разработке и испытаниях систем автопилота.
«Бабушки, перебирая домашние архивы, отбирали фотографии, мы с мужем собирали и обрабатывали информацию, старшая дочка Настя нам в этом помогала, ведь у нее уже были статьи, посвященные воспоминаниям прабабушек и напечатанные в школьной газете, – рассказывает мама воспитанника детского сада. – Но самое важное и ответственное легло на плечи нашего сынишки Ванюши: он отстаивал честь семьи на открытии музея».
Оно состоялось 8 мая 2015 года. Главными гостями в этот день стали, конечно, ветераны Великой Отечественной войны, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки детей. Были среди них и прабабушки Вани Михайкова – Мария Михайловна и Валентина Николаевна. «С какой гордостью каждый воспитанник рассказывал о своем героическом предке! – радуется Наталья Герасименко. – Каким счастьем светились глаза наших ветеранов, когда они видели и слышали, что о них помнят, их любят, ими дорожат!»
Праздник всем очень понравился: дети и взрослые пели песни военных лет, рассказывали стихи, танцевали – в каждой семье вспомнили своих родных и дорогих сердцу людей, боровшихся за Победу. «Было море цветов, улыбок, радости, слез, благодарности, уважения и любви, – вспоминает Наталья Михайкова. – Наши прабабушки были рады увидеть свои фотографии, пообщаться с детишками. Эта встреча – как живительный глоток, как поток неиссякаемой энергии добра, бесконечной памяти, который они не забудут никогда».
«Дети не забудут подвиг предков»
Работа в рамках программы продолжилась – музейное пространство и сегодня пополняется новыми экспонатами. А педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
«Созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, мини-музеи становятся интерактивными, близкими и понятными каждому ребенку, – констатирует Валентина Азелькиреева. – Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, группу, детский сад, семью, Родину». Это корни, которые связывают ребенка с родным домом и ближайшим окружением уже в столь нежном возрасте. И чувство Родины неотделимо от того, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Музей и встречи, подобные той, что прошла 8 мая, – безусловно, действенные инструменты в становлении патриотизма. Но не единственные – в детском саду используются и другие формы работы в этом направлении. А точнее – все доступные в пределах дошкольного учреждения.
Так, два месяца танцевальная группа детского сада «Классика – Модерн» под руководством хореографа Сергея Четина и музыкального руководителя детского сада №231 Ольги Елисеевой готовили танец «Мы – пилоты» для участия вфестивале детского творчества «Памяти павших будьте достойны!» Куйбышевского района Самары. «Дети приходили домой и показывали выученныеотрывки, но мы и представить себе не могли, что в целом получится так зрелищно, – вспоминает Наталья Четверикова. – Поразили костюмы, лица детей, которые светились от счастья и гордости, что именно они представляли детский сад. И ни грамма не волновались – полностью вошли в образ, представив, что они – пилоты, и дружно отдавали честь и чеканили шаг. Мы понимаем, что наши дети никогда не забудут великого подвига наших предков, будут помнить и уважать этих людей. И за это большое спасибо нашим замечательным педагогам!»
Любовь Кичайкина, заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №231» г.о. Самара:
— Исходя из собственного опыта, я точно знаю, что дошкольникам, и не только старшего возраста, доступно чувство любви к семье, родному дому, городу, Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе воспитания. И наша задача – как можно раньше пробудить эту любовь, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать человеком и гражданином своего общества. Но я также убеждена, что молодое поколение должно не только гордиться заслугами своих отцов и дедов, но и привносить что-то свое – достойное этой исторической памяти.