По темпам роста объема строительных работ за прошлый год Самарская область заняла в Приволжском федеральном округе второе место
Самарская область впервые за последние 25 лет более чем на 15% обошла другие регионы России по вводу квадратных метров жилья на душу населения. Темпы роста ввода жилья в нашем регионе более чем вдвое превышают аналогичный показатель в ПФО. Этому способствует активное развитие экономики, значительная доля платежеспособного спроса среди населения, а также комплексный подход к развитию отрасли. Губернатор поставил серьезную задачу – увеличить объемы вводимого жилья, сохранив свое место в тройке лидеров по ПФО и в десятке лучших по стране. Ее решение – результат упорной и планомерной работы регионального министерства строительства, всего правительства Самарской области во главе с губернатором.
Свою лепту внес и бизнес, который впервые за много лет ощутил интерес к себе и огромную
поддержку в социально и экономически значимых проектах.
Оксана ФЕДОРОВА, Влад ВИНОГРАДОВ (фото)
Миллионы метров нового жилья
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин поставил задачу – в 2015 году не только удержать объемы жилищного строительства на уровне прошлого года, но и сделать шаг вперед: с 2014 года темпы жилищного строительства должны увеличиваться на 15-20%. Параметры развития отрасли, заданные лидером региона, удается выдерживать: по итогам 2014 года контрольные показатели по вводу жилья в Самарской области на 2014 год выполнены на 106,1%. Всего же введено в эксплуатацию 1 888 034 кв. м общей площади жилья.
За первый квартал 2015 года строительные предприятия и организации Самарской области ввели в эксплуатацию 416,9 тыс. кв. м жилья. Для сравнения: за первые три месяца 2014 года строители ввели в эксплуатацию 200,8 тыс. кв. м. В целом на реализацию программы «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года» направлено 6,402 млрд рублей. В том числе за счет средств областного бюджета – 4,504 млрд рублей, федерального бюджета – 1,241 млрд руб-лей, Фонда содействия реформированию ЖКХ – 0,656 млрд рублей.
В прошлом году в рамках этой программы была проведена большая работа. Приоритеты – реализация мероприятий, направленных на стимулирование развития жилищного строительства, создание государственного и муниципального жилищного фонда, включая маневренный фонд, обеспечение жильем отдельных категорий граждан, создание системы мониторинга информации по ключевым характеристикам развития земельного и жилищного рынков в Самарской области, развитие кластера промышленности строительных материалов, правовое, информационное и организационное ее сопровождение. Напомним, в основе политики министерства строительства – Концепция жилищной политики Самарской области до 2020 г. и комплексный План реализации мероприятий Концепции. Оба документа были приняты в 2013 году во исполнение указа президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в рамках реализации послания губернатора Самарской области депутатам Самарской губернской думы. Такая Концепция –новация для региона. Стратегические цели Концепции – создание в Самарской области комфортной среды обитания и благоприятных условий для жизнедеятельности человека, обеспечение устойчивого развития жилищного строительства, а также удовлетворение и стимулирование спроса граждан на жилье. А основными мероприятиями становятся формирование необходимых земельных ресурсов и подготовка площадок для строительства доступного и комфортного жилья экономического класса, обеспеченных инженерными сетями и коммуникациями. Также большое внимание уделяется строительству на территории Самарской области жилья экономического класса – в рамках компетенции Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС).
Выводы по вводу
Главная задача, которую на старте в 2013 году ставил перед собой региональный Минстрой, – определиться с площадками для жилищного строительства, чтобы предметно подойти к строительству новых объектов. В первую очередь для тех граждан, которые имеют право на предоставление жилья и стоят в очереди, она выполнена, и стройка здесь уже серьезно продвинулась. Так, в 2014 году в рамках комплексных решений для стимулирования развития жилищного строительства в регионе мы подготовили земельные участки для нового жилищного стро-ительства и обеспечивали их объектами инфраструктуры. В результате площадь таких подготовленных земельных участков составила 134 215 кв. м. На них планируется строительство жилья в объеме 101 986 кв. метров, из которых 99 055 кв. метров – жилье экономического класса.
Сформировано 20 земельных участков для предоставления их в качестве компенсационных победителям конкурсов по отбору организаций в целях достройки проблемных жилых домов. В целях создания регионального фонда площадок под жилищное строительство в 2014 году в собственность СОФЖИ предоставлено 11 земельных участков в Самаре, а также 47 земельных участков на территории муниципальных образований Самарской области (в общем). В сводный региональный адресный перечень включены 390 земельных участков общей площадью 58,7 га, на каждый формируется план мероприятий по его освоению.
Реализация мероприятий министерства в 2014 году осуществлялась в рамках 13 государственных программ Самарской области. Министерством была завершена работа по проектированию и реконструкции 12 объектов капитального строительства муниципальной собственности, по проектированию и строительству шести объектов капитального строительства муниципальной собственности, также были введены в эксплуатацию 14 объектов капитального строительства государственной собственности. Приоритетными направлениями деятельности министерства в 2014 году были подготовка к ЧМ-2018, строительство нового жилья, переселение граждан из аварийного жилого фонда, оказание помощи участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков, реализация проектов по реновации исторической и центральной частей городского округа Самара. Существенная работа была проделана и в рамках реализации схемы территориального планирования Самарской области.
Все в дом!
Федеральная программа «Жилье для российской семьи» имеет важнейшее значение для Самарской области. На федеральном уровне другого такого масштабного программного проекта не существует. Самарская область включилась в ее реализацию с лета 2014 года. В течение ближайших трех лет у нас должно быть построено и введено в эксплуатацию около 900 тыс. кв. м жилья стоимостью не более 30 тысяч рублей за квадратный метр (проектом постановления правительства Российской Федерации предусмотрены изменения предельной цены до 35 тысяч рублей за 1 кв. м). В 2015 году Самарская область планирует реализовать первые 50 тыс. из 896 080 кв. м по этой программе. Именно на этих первых «метрах» минстрой отработает основные механизмы программы: льготную ипотеку по ставке 10.9% для граждан – участников программы, а также компенсации застройщику на объекты инженерно-технического обеспечения. Уже приняты все необходимые нормативные акты, проведен отбор проектов жилищного строительства, земельных участков и застройщиков – практически на весь объем жилья экономического класса. Так, первый отбор земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для участия в программе состоялся еще в сентябре 2014 года. Второй – в апреле текущего года: на рассмотрение комиссии по отбору поступили заявки от таких застройщиков, как ООО «Финстрой», ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», Самарский областной Фонд жилья и ипотеки, ООО «ЮГ-1», ООО «Солнечная Долина» и ООО «Чистые Пруды», а также предложение по земельному участку от администрации муниципального района Челно-Вершинский. По итогам определены дополнительные площадки, на которых будет осуществляться строительство жилья экономического класса в объеме 70 тыс. кв. м.
В настоящее время участниками программы являются 11 проектов жилищного строительства: «Самарское заречье», «СОФЖИзнь на Юге», «Коттеджный поселок Белозерки», «Жилой массив «Березовка», «Жилой комплекс КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», «Застройка в границах села Белозерки», «Южный город, 3 и 5 очереди строительства», «Жилая застройка в квартале Звездный», «Жилой микрорайон Новая Самара» и застройка в городском округе Тольятти. Реализация программы позволит в течение трех лет предложить по льготной цене отдельным категориям граждан объем жилья, равный половине годового ввода жилья в Самарской области. Это огромный скачок в решении «квартирного вопроса» для семей с детьми, молодежи, квалифицированных специалистов. В Минстрое отмечают, что будут в приоритетном порядке помогать застройщикам, реализующим проекты в рамках программы «Жилье для российской семьи», в оснащении жилых районов необходимой социальной и дорожной инфраструктурой за счет областного бюджета.
Великое переселение
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в Самарской области серьезно продвинулось благодаря контролю губернатора и системному, бесперебойному финансированию. Реализация областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области до 2017 года» идет при финансовой поддержке государственной корпорации – «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года» (постановление правительства Самарской области от 27.11.2013 №684). По итогам реализации мероприятий первого этапа этой программы переселено 168 человек из 59 аварийных жилых помещений общей площадью 3,2 тыс. кв. метров. А по итогам выполнения еще одной целевой областной адресной программы – «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» до 2017 года» – за 2014 год в нашем регионе было переселено 787 человек из 354 аварийных жилых помещений общей площадью 15,7 тыс. кв. метров.
В рамках реализации третьего этапа (это 2015-2016 гг.) предусмотрен объем финансирования в размере 2 755, 382 млн рублей (из них средства Фонда – 667, 765 млн рублей, средства областного бюджета – 1 949, 848 млн рублей, средства местного бюджета – 137, 769 млн рублей). На эти деньги планируется переселить 4 868 человек из 1979 аварийных жилых помещений общей площадью 82,640 тыс. квадратных метров. В настоящее время муниципалитетами Самарской области активно проводится работа с главным управлением торгов Самарской области по проведению аукционов на приобретение жилых помещений для переселения из аварийного жилищного фонда.
«Долевка» под контролем
Если на 14 января 2012 года в Самарской области насчитывались 144 проблемные площадки, были нарушены права требований 13 931 участника долевого строительства, то уже через год количество проблемных объектов сократилось на 55 площадок и 6993 участника долевого строительства. А 14 января 2014 года таких площадок было уже 22 и 2163 пострадавших участника долевого строительства.
Как решалась в 2014 году проблема обманутых дольщиков? По итогам реализации мероприятий подпрограммы «Оказание государственной поддержки гражданам – участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2016 года за 2014 год было введено в эксплуатацию семь многоквартирных жилых домов – проблемных объектов и первая очередь объекта по адресу: ул. Аврора/ул. Дыбенко/ ул. Гагарина. Всего удовлетворены права требований 1 220 граждан – участников долевого строительства. В настоящее время на территории Самарской области на проблемных объектах зарегистрировано 2077 граждан на 15 строительных площадках, расположенных в городах Самара, Тольятти и муниципальном районе Волжский.
Для решения проблем граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков в Самарской области, министерство использует комплексные решения. Это и поиск новых инвесторов или застройщиков, и оказание помощи в получении и оформлении разрешительной документации. И разработка планов мероприятий, способствующих скорейшей передаче участниками долевого строительства жилых помещений: реализация компенсационных мероприятий, таких, как предоставление за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам на завершение строительства проблемных объектов (в соответствии с подпрограммой «Оказание государственной поддержки гражданам – участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2016 года). К примеру, в 2014 году добросовестным застройщикам были предоставлены субсидии в объеме 338,4 млн рублей. Плюс списание задолженности по арендной плате (в случае, если застройщик достраивает проблемный объект) на сумму, не превышающую затрат на завершение строительства такого объекта.
Благодаря успешному решению проблемы подавляющего большинства обманутых дольщиков люди по-прежнему активно участвуют в долевом строительстве. Объем ипотечного кредитования за два года удвоился. И сегодня, говорят в минстрое, в условиях финансовой нестабильности крайне важно не обмануть ожидания, жестко выдерживать сроки строительства и ценовые параметры. Поэтому каждый дом, каждый договор министерство строительства Самарской области берет под свой контроль.
Аренда – это выгодно
Продолжается работа по содействию гражданам, работающим на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и автомобилестроения, в улучшении жилищных условий, в том числе с помощью специальных условий ипотечного жилищного кредитования, строительства арендного жилья и жилищно-строительных кооперативов.
Так, 2014 год и первое полугодие 2015 года серьезно продвинули проект правительства по строительству арендного жилья. Минстрой приступил к пилотному проекту – арендному дому для сотрудников ОАО «Кузнецов». Помимо квартир, предусмотрено выделение помещений под размещение социальной инфраструктуры: детского сада, прачечной. Проведено исследование потребности в жилых помещениях некоммерческого и коммерческого жилищного фонда на территории Самарской области. Из 37 муниципальных образований Самарской области потребность в арендном жилье была выявлена у 32. Также выявлена потребность в арендном жилье у 382 государственных и коммерческих предприятий, учреждений здравоохранения и образования.
«Антикризисные» проекты
Несмотря на внушительное «секвестирование» ведомственных бюджетов в ходе утверждения в региональном парламенте областного бюджета на текущий год, финансирование ряда проектов минстроя не пострадало. Разумеется, это приоритетные проекты, большей частью связанные с организацией и подготовкой к ЧМ-2018. Так, в 2015 году предусмотрено финансирование проведения проектно-изыскательских работ по корректировке проектно-сметной документации объекта «Строительство стадиона на 45000 зрительских мест, г. Самара, в границах ул. Московское шоссе, Ракитовское шоссе, Волжское шоссе, Ташкентская, Демократическая». Эта работа проводится в рамках оптимизации проектных решений, учета требований безопасности, утвержденных актом правительства Российской Федерации, и измененных комплексных расценок на отдельные виды строительных работ, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. При этом не предусматривается остановка стро-ительно-монтажных работ на объекте, выполняемых ООО «ПСО «Казань».
Кроме того, среди мероприятий по строительству и реконструкции спортивных объектов «Программы ЧМ-2018» планируется разработка проектно-сметной документации по трем тренировочным площадкам (эти площадки предназначены для проведения предсоревновательных тренировок) и двум тренировочным площадкам для баз команд. В нынешнем же году планируется разработка проект-но-сметной документации для коллектора дождевой канализации (от площадки стадиона до очистных сооружений «Орлов Овраг»), сами очистные сооружения «Орлов Овраг», а также комплекс инженерных сетей, предназначенных для объектов, размещенных на территории в районе стадиона.
Кроме того, планируется разработка документации пожарного депо на шесть машино-выездов и комплекса зданий для сотрудников МВД (здание отдела полиции). Продолжается разработка проектно-сметной документации по благоустройству городского округа Самара: реконструкция территории набережной (1, 3 и 4 очереди); реставрация объектов историко-культурного наследия, расположенных вдоль гостевых маршрутов и в районе стрелки рек Самары и Волги, ремонт и реставрация многоквартирных жилых домов, являющихся (и не являющихся) объектами историко-культурного наследия и расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов и т.д. В этом году будут разработаны и проекты модернизации транспортной инфраструктуры Самары.
По информации регионального минстроя, кроме того, в 2015 году предусмот-рено финансирование, а также ввод в эксплуатацию нежилого помещения общей площадью 2281,2 кв. м в здании Дворца бракосочетаний Самары, образовательного центра на 1175 мест в районном центре Кошки; детского отделения №5 Самарской психиатрической больницы в Промышленном районе Самары (ул. Воронежская, 11а); консультативной поликлиники на 250 посещений в смену Большечерниговской центральной районной больницы в селе Большая Черниговка; пищеблока государственного учреждения Самарской области «Высокинский пансионат для инвалидов» (дом-интернат для психически больных); пристроя к зданию государственного бюджетного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Самарский»; жилой застройки в Самаре (ул. Аврора/ ул. Дыбенко/ул. Революционная/ ул. Гагарина); пансионата для престарелых и инвалидов в селе Новотулка Хворостянского района Самарской области; спортивного комплекса «Динамо» в Самаре; тренировочного ледового комплекса с заглубленным паркингом на ул. Советской Армии в Октябрьском районе Самары; физкультурно-оздоровительного комплекса в Тольятти; физкультурно-спортивного комплекса в городском округе Самара (в границах ул. Александра Матросова, Ставропольской, Ново-Вокзальной, пр. Юных Пионеров); физкультурно-спортивного комплекса в Самаре (Промышленный район, пер. Костромской); физкультурно-спортивного комплекса с универсальным игровым залом и бассейном в м.р. Волжский («Южный город»).
Вложились в стройку
Сегодня министерством активно реализуются проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Это очень востребованный и актуальный формат взаимодействия бизнеса и власти: ГЧП снижает нагрузку на бюджеты всех уровней за счет снижения объема государственных затрат. Поэтому правительство Самарской области сегодня работает с 51 проектом ГЧП. Так, например, это проекты строительства и оснащения нового кардиохирургического центра в Самаре, строительства центра позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии в Самаре, создание диализного центра в Сызрани, создание диализного центра в Самаре, строительство и эксплуатация отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в Самаре. Министерством в рамках реализации данных инвестиционных проектов была проведена работа по предоставлению земельных участков для строительства. В настоящее время ведется работа по предоставлению ООО «Раскат» земельного участка для строительства футбольного центра в рамках соглашения «О социально-экономическом сотрудничестве между правительством Самарской области и ООО «Раскат» от 11.02.2015
№ РС-7.
Инвесторам – «зеленая волна»
В Самарской области с подачи губернатора Николая Меркушкина проделана колоссальная работа для улучшения инвестклимата. Вносит свою лепту в тему и региональный минстрой. В регионе утверждена Дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В этом документе отражены основные проблемы регуляторной среды в сфере строительства, существующие на сегодняшний день во всех муниципальных образованиях Самарской области, а также представлены механизмы их решения. Министерству в рамках реализации «дорожных» мероприятий предстоит большая работа. Это совершенствование регуляторной среды в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных правоотношений: снижение длительности административных процедур и сокращение количества процедур при оформлении разрешительной документации. Сегодня в регионе формируется принципиально новая правовая база для регулирования градостроительной деятельности и земельных правоотношений, закладываются совершенно новые подходы оценки качества предоставления государственных услуг. Так, 29 декабря 2014 года на территории Самарской области был утвержден закон Самарской области №134-ГД о перераспределении полномочий, который позволил создать институт перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти Самарской области, предусмотренный частью 1.2 статьи 17 федерального закона №131-ФЗ, придав полномочиям в градостроительной сфере и полномочиям по распоряжению государственной неразграниченной землей государственный статус. Вместе с тем министерство предложило не лишать органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов возможности влияния на инвестиционную (строительную) деятельность, осуществляемую на территории муниципалитетов. Министерством было предложено не просто осуществить перераспределение полномочий в пользу государства, но одновременно законодательно наделить данными государственными полномочиями органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Это позволит создать условия для выстраивания системы более качественного оказания государственных услуг и создать систему мониторинга и контроля за предоставлением органами МСУ государственных услуг. В рамках реализации указанного закона министерством разработаны единые административные регламенты предоставления государственных услуг в сфере градостроительной деятельности и в сфере земельных правоотношений. Единые административные регламенты позволят создать на территории Самарской области единую систему работы с инвесторами-застройщиками. Главное достижение единых административных регламентов на территории всей Самарской области – в их полном соответствии федеральному законодательству. Реализация на практике положений единых административных регламентов позволит исключить требование с застройщиков дополнительных документов, которые не предусмотрены действующим федеральным законодательством.
Единые административные регламенты в сфере градостроительной деятельности, регулирующие процедуры предоставления застройщикам градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство и выдачу разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию утверждены приказами министерства строительства Самарской области 20 апреля 2015 года. В ближайшее время планируется утвердить еще пять единых административных регламентов, регулирующих сферу земельных правоотношений.
Кроме того, подготовлен проект приказа министерства, регулирующий порядок проведения мониторинга и контроля эффективности выполнения государственных полномочий органами местного самоуправления. Применение его позволит выявить в работе органов местного самоуправления слабые места и разработать алгоритмы их устранения. Таким образом будут созданы условия для повышения качества предоставляемых государственных услуг. Министерством также разработан порядок осуществления мониторинга унификации и реализации органами МСУ административных процедур в сфере строительства и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Его цель – создание условий для формирования системы оказания органам МСУ методической и методологической поддержки по вопросам развития строительного комплекса и градостроительной деятельности и повышения удовлетворенности инвесторов (застройщиков) организацией административных услуг МСУ.
Надо отметить, что 28 апреля 2015 года Самарской губернской думой принят закон Самарской области «О внесении изменений в статью 2 закона Самарской области «О земле» и закон Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области». Оба закона предусматривают возможность заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов – в случае предоставления земельного участка юридическому лицу в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, создания объектов, способных дать мультипликативный эффект для экономики региона в целом и для осуществления строительства, в том числе жилищного строительства (в частности, при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации).