Электронный нотариат

Электронный нотариат

26 августа 2015

Информационные технологии как обязательное условие дальнейшего развития

Развитие информационного общества обеспечивает сегодня повышение уровня жизни граждан и скорость делового оборота благодаря предоставлению электронных услуг. И нотариат не остается в стороне от распространения электронных технологий, доступных и удобных для каждого гражданина. О перспективах развития электронного нотариата, а значит, об эффективности его взаимодействия с другими структурами, рассказала президент Нотариальной Палаты Самарской области Галина Николаева.

Елена НЕШТАДТ

 

— У многих из нас существует иллюзия, что нотариат – это очереди, и услуги нотариуса, в общем-то, нужны несколько раз в жизни, когда мы оформляем доверенность или наследство. Так нужно ли развивать сегодняшний нотариат столь же активно, как, например, электронное правительство? Как эти новшества скажутся в целом на роли нотариата в правовом государстве?


— Современные информационные технологии настолько активно вошли в нашу жизнь, что создание и развитие нотариатом системы информационного обмена, включая переход на получение различных услуг в электронном виде, сегодня продиктовано временем как реальная необходимость. Создание системы взаимодействия между различными ведомствами, позволяющей исключить для граждан необходимость самостоятельно собирать большое количество различных справок и выстаивать огромные очереди, отмечается президентом и правительством РФ не только в качестве одной из приоритетных задач, но и как один из способов борьбы с коррупцией. А использование электронных технологий в нотариальной практике придаст гражданско-правовому обороту дополнительную гарантию чистоты и стабильности, сократит временные и материальные затраты обратившихся к нотариусу лиц.
— Есть ли на вооружении у нотариусов современные технологии уже сейчас?


— Единая информационная система нотариата Российской Федерации (ЕИС) уже взаимодействует с рядом внешних информационных систем. Все нотариусы России, в том числе и нотариусы Самарской области, с 2009 года являются пользователями ЕИС. Они обеспечены действующими сертификатами электронной подписи, что обеспечивает доступ нотариусов к электронным информационным ресурсам и электронным проверочным сервисам. К ним относятся получение сведений из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах (ограничениях, обременениях) на объект недвижимости; получение сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными (из информационных баз Росреестра); получение выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (из информационных баз Федеральной налоговой службы), а также проверка паспортов граждан РФ и данных о месте регистрации граждан по месту жительства/пребывания (по информационным базам Федеральной миграционной службы); проверка наличия ограничений, наложенных на имущество граждан (по информационным базам Федеральной службы судебных приставов).
— Меняется ли порядок предоставления сведений обращающимся к вам гражданам и наоборот?


— В связи с вступлением 12.10.2015 г. в силу Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 г. №259-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнены статьей 47.1. В рамках ее требований в случаях, если для совершения нотариального действия необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, нотариусы не вправе требовать представления таких сведений от обратившегося за совершением данного нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. И в порядке и способами (которые установлены Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости») в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц. В том числе – посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. А также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости. При этом пунктом 5 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (утвержденный приказом Мин-экономразвития России от 27.02.2010 г. №75) также предусмотрена возможность предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте. Ссылка на него направляется органом кадастрового учета заявителю посредством электронной почты.
— Какие еще ресурсы служат в помощь нотариусам?


— Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (утвержденных Приказом Минфина России от 15.01.2015 №5н и вступившим в силу с 30.06.2015 г.) предусмотрена также возможность получения сведений из реестров в виде выписки либо справки об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа в формате pdf, подписанного электронной подписью сотрудника налогового органа. Сведения предоставляются всем заинтересованным лицам бесплатно за счет обращения к интерактивному сервису Федеральной налоговой службы России «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа».
— Может ли заинтересованный гражданин самостоятельно получить сведения из единой информационной системы нотариата для проверки нотариальных документов?
— Да может. На сайте системы СПАРК Международной информационной группы «Интерфакс»  запущен модуль для проверки в единой информационной системе нотариата реквизитов нотариальных документов, который позволяет подтвердить подлинность документов путем сравнения их реквизитов с реквизитами документов, прошедших нотариальное удостоверение в режиме реального времени. База данных содержит сведения с 2010 года и обновляется через единую информационную систему нотариата. Проверка нотариального документа осуществляется в меню «Сервис». Сервис, предоставляющий возможность в режиме реального времени проверить подлинность реквизитов нотариально заверенного документа, реализован и на сайте ООО «Коммерсантъ КАРТОТЕКА».
Федеральной нотариальной палатой в рамках реализации положений ст. 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обеспечен свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к содержащимся в единой информационной системе нотариата сведениям об отмененных доверенностях и реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.