В детсаду № 1 г.о. Самара в основу воспитательного процесса положили игровую деятельность
Исследователи называют детский сад частью системы опосредованного, или формального, окружения ребенка. Наряду с семьей он закладывает основы социального облика личности, способствует началу процесса самореализации, творческой активности, самостоятельности, инициативности уже на самых ранних этапах развития.
Эльмира ТИМИРБУЛАТОВА, заместитель заведующего по УМР МБДОУ «Детский сад №1» г. Самара, кандидат педагогических наук
Главное положение принятого Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) – возвращение игровой деятельности и статуса развивающих игровых занятий в детский сад. «Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры», – подчеркнул один из создателей нового стандарта А.Г. Асмолов. Осваивая и реализуя игровые роли, ребенок проникает в мир социальных отношений, у него закрепляется положительное отношение к другим людям, вещам, событиям; формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества. Выполняя коллективные работы, дети учатся договариваться, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению сверстников и взрослых, осознавать ценность своего и чужого труда.
Именно игра способствует ранней социализации. LEGO – игровой феномен ХХ века, новый тип детского конструктора. Конструкторы LEGO сегодня активно применяются в большинстве детских образовательных учреждений, во многих из них имеются LEGO-кабинеты. В МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара, которым руководит Наталья Петрова, функционирует лаборатория LEGO-конструирования и робототехники. Освоение конструктора и его использование – процесс направляемый, а не спонтанный. Для этого у педагога должна быть четкая стратегия использования конструктора в образовательных и воспитательных процессах. Работа по LEGO-конструированию в детском саду ведется в разных направлениях: применение его элементов в непосредственной образовательной деятельности, в работе с родителями, в дополнительном образовании детей.
Как правило, дети начинают заниматься LEGO-конструированием со средней группы, в детсаду №1 образовательные конструкторы используют со второй младшей группы. Систематическая конструкторская деятельность детей этого возраста – одно из принципиальных условий формирования у дошкольников способности воспринимать внешние свойства предметного мира: величина, форма, пространственные и размерные отношения. Переходя в старшую группу, дети приступают к освоению технических способов конструирования. Они уже способны удерживать замысел будущей постройки, умеют «читать» графические модели. В подготовительной к школе группе конструктивная деятельность усложняется за счет включения элементов экспериментирования, свободного выбора детьми алгоритма деятельности, проверки выбранного способа решения задачи.
Популярность и распространенность LEGO-конструктора не снимает проблемы методической обоснованности применения его в практике джошкольного образования, хотя отдельные аспекты обучения конструкторской деятельности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.
В связи с этим неудовлетворенной остается потребность в научно-методической литературе. Творческая группа педагогов детского сада №1 — Надежда Кузьмина, Анжелла Тюмина, Лариса Чуваева, Светлана Цыбусова, Лариса Карпова, Юлия Липатова и другие, — в процессе реализации проекта «Лаборатория LEGO-конструирования как условие социализации детей дошкольного возраста» в рамках стратегии комплексного развития городского округа Самары до 2025 года, приступили к решению проблемы методического сопровождения LEGO-конструирования в детском саду, а именно — к разработке учебно-методического комплекта.
Наталья Петрова, заведующий МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара:
— Наш сад распахнул свои двери для сотен мальчишек и девчонок 4 сентября 2013 года. Чистый воздух, удаленность от дороги, находящаяся вблизи лесополоса создают благоприятную экологическую обстановку. Но самое главное, в детском саду созданы все условия для гармоничного развития личности ребенка. У нас функционирует «Академия Первого» — обучение через развлечение. «Академия Первого» — это лаборатории занимательных наук «Любознайка» и LEGO-конструирования и робототехники «Винтик и Шпунтик»; это комната песочной терапии и художественная мастерская «Волшебный мир искусства»; это студии арт-терапии и театральная «Мюзик холл» и многое другое.