Учиться и учиться

Учиться и учиться

25 августа 2015

Собственники жилья должны знать свои права и бороться за них

 

Сегодня требовать исполнения своих обязательств с коммунальщиков в полной мере могут только собственники. В этом убежден руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ, председатель комиссии по местному самоуправлению строительству, жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской области, советник директора ГУП Самарской области «ЕИРРЦ» Виктор Часовских.

Сергей ГВОЗДЕВ

 

— По мнению главы региона Николая Меркушкина, активно наводить порядок в отрасли ЖКХ сегодня можно, только обеспечивая строгий спрос с коммунальщиков, причем и со стороны государства, и со стороны собственников. Насколько это, по-вашему, реально, особенно в отношении управляющих компаний?

— Это вполне реально. Повысить ответственность управляющих компаний, заставить их хорошо работать, действительно может только собственник. Он заказчик услуг, и он вправе оплачивать качественно, в срок и в полном объеме выполненную работу. Другое дело, что собственник должен быть подготовленным, тогда он сможет правильно заказывать и правильно контролировать работу коммунальщиков, разговаривать с ними на одном языке.

Разумеется, один житель дома вряд ли сможет добиться полноценного исполнения договора с УК, но в соответствии со ст. 161.1 ЖК РФ собственники сегодня объединяются в совет дома, и его председатель от имени всех жильцов выражает единое мнение. Начиная с 2013 года, в Самарской области началось обучение председателей советов многоквартирных домов основам жилищного законодательства, строительства, экономики и даже конфликтологии. Собственники должны уметь «читать» сметы, предъявляемые управляющими компаниями, знать свои права и права своих соседей. В эту работу активно включились Самарская губернская дума, Государственная жилищная инспекция Самарской области и и региональная Общественная палата, которые совместно составили модельный договор с УК, который учитывает все интересы собственников. Более того, в нем есть специальный раздел, касающийся взаимоотношений УК с советом дома, где четко прописано, что, например, снятие показаний общедомовых приборов учета ведется только в присутствии председателя, а акт выполненных работ обязательно предъявляют ему на подпись.

Сегодня благодаря этим обучающим программам наши председатели советов многоквартирных домов не ходят по кругу, не зная, в какую дверь постучаться, а активно работают и, если это требуется, жалуются в соответствующие органы, чтобы заставить УК работать добросовестно. Кстати, не могу не отметить администрацию Самары, которая выделила средства на обучение городских председателей советов домов, и в сентябре мы заново будем проводить обучение 200-300 человек.

— Какая тема на этих занятиях наиболее острая?

— Отношения с соседями-неплательщиками. И мы не устаем повторять председателям, что работа с должниками – это обязанность УК. Как только в это вмешивается «старший» по дому, отношения безнадежно портятся, люди ссорятся, поэтому нецелесообразно заниматься тем, чем должны заниматься коммунальщики.

Вообще, главная проблема, с которой мы сталкиваемся при общении с собственниками, это, конечно, их менталитет. Основная масса – это иждивенцы, которые считают, что кто-то – от государства – придет и всё, что им нужно, сделает. Наша задача – изменить подобное отношение, и начинать работать надо даже не со старшеклассниками, а с теми, кто сейчас ходит в детский сад. Школьники уже растут не приученными к собственности, они думают, что если сломают дверь в подъезде или распишут стены, то никто ответственности не понесет, и сильно удивляются, когда узнают, что заплатить за это должны будут их родители.

— Вы только что провели видеосеминар для председателей советов домов. Это тоже служит неким ликбезом по ЖКХ, насколько актуален такой формат общения?

— Этот опыт мы внедрили первыми, и теперь он тиражируется по всей России. Уже три года мы в таком формате общаемся с председателями советов домов муниципалитетов разных уголков Самарской области, и актуальность за это время наши семинары нисколько не потеряли, наоборот – законодательство меняется постоянно, и люди хотят быть в курсе этих изменений. Дело в том, что в районах правами собственников никто, кроме них самих, не занимается, некому разъяснять. А мы приглашаем пожарных, участковых, представителей ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, экономистов. А сейчас, в связи с лицензированием управляющих компаний, вопросов становится еще больше.

— Если о результатах работы лицензированных УК еще рано говорить, то подвести итоги годичной работы по капитальному ремонту многоквартирных домов мы можем, неслучайно эта тема обсуждалась недавно именно в Самаре?

— Да, в конце июля в Самаре прошел II всероссийский съезд некоммерческих организаций – региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Незадолго до этого у нас прошло всероссийское совещание по проблемам капремонта, а год назад – первый съезд операторов. Это связано с тем, что Самарская область первой в России начала работу по капремонту домов. Если в целом по стране сбор средств на эти цели с собственников начался, по сути, только в апреле 2015 года, то в нашем регионе – с апреля 2014 года, и нам есть чем поделиться – и ошибками, и достижениями.

Главное, что правительство Самарской области по инициативе губернатора не стало дожидаться существенного сбора ресурсов, а приняло решение сразу же, за счет федерального, регионального, муниципальных бюджетов начать проводить ремонт домов. Позиция была такой, что надо было показать людям, что их деньги работают. В итоге с прошлого года отремонтировано 500 домов, еще около тысячи будет обновлено до конца текущего года. Всего же в России было отремонтировано 8 тысяч домов в 2014 году, на 2015 год запланировано 30 тысяч. Работа начата везде, за исключением двух субъектов – Крыма и Севастополя.

— А как насчет ошибок?

— Они есть, но это только начало – программа рассчитана на 30 лет. Здесь самая главная проблема в том, что люди не верят, что деньги сохранятся на столь длительный срок и до их дома ремонт дойдет. По закону, у собственников есть право выбора – они могут отчислять деньги в фонд регионального оператора, а могут открыть свой специальный счет и копить средства на капремонт на нем, как сделали ТСЖ и ЖСК. По нашему поручению открыть такой счет могут и УК, но распоряжаться ресурсами, как региональный оператор, они не имеют права. В чем разница?

Фонд регионального оператора – это «общий котел», своеобразная касса взаимопомощи, где деньги работают всегда. Они не подвергаются инфляции и сразу, как только поступают, идут в дело. А на специальном счете они лежат мертвым грузом и, кроме того, государство не обеспечивает их сохранность, а процентные ставки по ним – минимальные, что, на мой взгляд, неправильно. Плюс к этому если вы с соседями, имея спецсчет, решаете сделать ремонт, вы сами будете нанимать подрядную организацию и так далее – проводить работы «под ключ» и контролировать на всех этапах, что неудобно.

— В случае, когда за ремонт берется региональный оператор, собственники меньше контролируют ход выполнения подряда?

— Нет, не меньше, но у них не болит голова насчет непосредственно работ. Правила те же – собственники утверждают смету и вправе рассчитывать на выполнение всех предусмотренных законом услуг. А капитальный ремонт многоквартирного дома включает в себя многое: ремонт крыши, подвала, фундамента, фасада, внутренних коммуникаций, замену лифта. Государство в лице регионального оператора контролирует работы с начала и до конца, вплоть до приемки выполненных работ, для чего создается специальная комиссия.

— Возникают ли сегодня, спустя год, вопросы, которые можно разрешить только на федеральном уровне?

— Разумеется. Но законодательство подвижное, и регионы могут вносить свои инициативы, чтобы в итоге усовершенствовать работу фонда капремонта. Так, мы инициировали на съезде сокращение сроков проведения общих собраний собственников. Это очень значимая поправка, поскольку сейчас на рассмотрение и утверждение сметы по капремонту собственниками уходит по три-четыре месяца, мы теряем время даже на невыполнении сезонных работ. Если же утвердят очно-заочную форму проведения собрания, люди смогут голосовать очно большинством, а меньшинство – дополнять только подписями, и решение можно будет принять в течение месяца. Другие регионы меня в этом предложении поддержали, значит, тоже не раз сталкивались с такого рода проволочками.

Также я отметил во время работы съезда, что хотя каждый пятый дом, отремонтированный в регионе с 2014 года, был проверен экспертами Самарского центра общественного контроля в сфере ЖКХ, этого пока недостаточно. И предложил официально включить наших членов общественного совета в комиссии по приемке при муниципалитетах. Местный региональный оператор капремонта нас в этом поддерживает: всесторонний контроль не оставит шансов для недобросовестных исполнителей нашего – собственников – заказа.

Обсуждение закрыто.