В детском саду №194 ребят учат «профессии» участников дорожного движения
Проблема приобщения ребенка к социальному миру всегда была и остаётся ведущей в процессе формирования его личности. Одна из задач социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО — это формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Елена КОЧЕРГИНА, заведующий МБДОУ «Детский сад № 194» г.о.Самара
Мегаполис. Дорога. Спешащие люди и машины. Ребенок среди них. Как научить его жить во взрослом мире, помочь войти в этот мир с максимальным приобретением и минимальным риском? Ведь для нас, взрослых, самое ценное — здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало нормой и образом жизни детей и взрослых.
Обеспечение безопасности – одна из самых актуальных задач в современной системе государственного управления дорожным движением. Очень важно обучать детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах, так как у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая имеется у взрослых.
Это направление работы является приоритетным и актуальным в нашем образовательном учреждении. Чем раньше дети получат знания о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.
Наша цель в этом направлении — формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни. Для этого поставлены задачи: развитие познавательных интересов, необходимых для правильной и безопасной ориентации на улице; изучение дорожных знаков; расширение знаний о транспортных средствах; воспитание культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой; активизация работы по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.
В этой работе мы придерживаемся принципов систематичности, последовательности, активности, учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, комплексного и гибкого зонирования, стабильности и динамичности.
Подборка, изучение и оснащение групповых комнат необходимой методической и популярной литературой, дидактическими пособиями, играми — это одна из составляющих нашей работы. На занятиях с воспитателями и дома с родителями ребята мастерят настольные макеты тротуаров и улиц с изображениями наземных переходов, знаков дорожного движения на стойках и светофоров. В игровых комнатах множество моделей автомобилей различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорая помощь, строительная и военная техника).
Особый интерес у детей вызывает тренировочная площадка на территории детского сада, где с помощью игровых транспортных средств (педальные машины, велосипеды) идет знакомство со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения.
Отлично налажено сотрудничество с ГИБДД. По утвержденному совместному плану инспектор по профилактике безопасности дорожного движения проводит развивающие занятия с воспитанниками, выступает на родительских собраниях, на семинарах в нашем детском саду для педагогов района и города.
Конечно, кроме занятий с детьми нужна серьезная работа с их родителями, ведь очень часто дети перенимают манеру поведения на дороге от самых близких людей.
Поскольку большую часть своего времени дети проводят в ДОУ, у педагогов есть шанс подготовить их к «профессии» участников дорожного движения. Важно начать подготовку до того, как у ребенка закрепятся неправильные стереотипы поведения на улице. Воспитатели высшей категории Фарида Галимова, Лидия Офицерова , Ольга Кетова и Елена Чекина используют в своей работе инновационные технологии, усложняя программные требования образовательной деятельности от группы к группе.
Уже с дошкольного возраста нужно не только рассказывать детям о правилах дорожного движения, но и ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это будет игра. Но игра не простая – поучительная! Из каждой такой игры дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применен в нужный момент и, возможно, поможет сохранить жизнь и здоровье. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные.