В школе №139 помогают детям интегрироваться во внешний мир
Не все дети имеют равные возможности для успешной учебы в школе. Особенно когда в одном образовательном учреждении находятся и вполне здоровые ребята, и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В самарской школе №139 педагоги прилагают все усилия, чтобы каждый ребенок получил достойный уровень знаний.
Светлана МИНАЕВА, Илья БРЫЛЕВ (фото)
Принципы инклюзивного образования в учебном процессе педагогический коллектив школы №139 применяет с 2008 года. Инклюзивное образование позволяет детям с особенностями развития в процессе учебы общаться со сверстниками, не быть изолированными от реального общества. Сейчас из 890 учащихся этой школы 43 ученика имеют ограниченные возможности здоровья. У девяти детей есть расстройства аутистического спектра, 10 – с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, несколько – с соматическими заболеваниями. Они учатся в разных классах, начиная с начальной школы. «Количество таких особых детей не должно превышать 6-10%, – поясняет директор школы, член-корреспондент Международной Ассоциации общественных наук, отличник просвещения РФ Ирина Раткевич. – Иначе теряется принцип инклюзивности, и школа переходит в разряд коррекционных со своими правилами и нормативами. Наша главная задача – обеспечить получение полноценного общего образования для детей с ОВЗ, их социализацию и вхождение в общество». Школьная жизнь позволяет ребятам с ОВЗ прежде всего обрести уверенность в себе. Но добиться этого педагогам очень непросто. Большинство «особых» детей до школы не имели навыков общения, совместных игр и занятий со своими здоровыми сверстниками. Чтобы не нарушилась тонкая грань совместного обучения и развития, учителя проводят большую подготовительную работу со здоровыми детьми, объясняя им принципы гуманного и позитивного общения. Чтобы находить контакт с особыми учениками, педагоги обучаются на специальных курсах в областном Центре специального образования Самарской области. «К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, – уверена учитель начальных классов Светлана Князькина. – Иначе ничего не получится. Мы всем уделяем одинаковое внимание и время – и больным, и здоровым».
Многие дети с ОВЗ, освоив общее образование, решают продолжить учебу. В этом году одна выпускница поступила в колледж, другой – в вуз. Уверенности в правильном подходе к образовательному процессу учителям придает и знакомство с руководителем самарской общественной организации инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» Евгением Печерских, убежденным сторонником инклюзивного образования. Их связывают совместные акции, мероприятия, общие интересы. Доступная среда для детей с ОВЗ есть не в каждой школе. В 139-й руководство с помощью департамента образования городского округа Самара приложило все силы, чтобы ее обеспечить: здесь установлены пандусы, поручни, лифтоподъемник, специально оборудованы туалетные комнаты.
Освоили в школе №139 и дистанционное обучение на дому. Но педагоги видят результат своей непростой работы и в том, что многие дети хотят сами посещать занятия, общаться с одноклассниками и учителями. «Мы выполняем свой учительский и человеческий долг, – говорит учитель химии и биологии Галина Жукова, – нашей школе есть чем гордиться».
Ирина Раткевич, директор школы №139 г. Самара:
– Я даже не знаю, кому инклюзивное образование нужнее. Родители, как и их дети, избавляются от комплексов, становятся общительнее. У детей появляется реальный шанс занять свое место в обществе. Здоровые дети в постоянном контакте с ними учатся быть добрее и внимательнее к проблемам других людей. Учащиеся с особыми потребностями постоянно находятся в центре внимания, заботы и доброты. Атмосфера в нашей школе особенная – человечная и доброжелательная. Не только для здоровых детей стали близки проблемы их не слишком здоровых сверстников, но и для родителей. Для всех членов нашей школьной семьи период взаимного привыкания уже позади, а впереди – время новых достижений и побед.