XII Международный авиационно-космический салон МАКС-2015, несмотря на неблагоприятные экономические и внешнеполитические факторы, принес экономике России новые соглашения и проекты
Стоимость заключенных на мероприятии контрактов превысила 350 млрд рублей. Выставку посетили
404 тысячи участников и гостей. По мнению ректора СГАУ Евгения Шахматова, принявшего участие в работе авиакосмического салона, МАКС-2015, безусловно, достиг главной заявленной цели – демонстрации высоких российских технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов.
Алевтина ЛУКЬЯНОВА
Выложиться по МАКСимуму
— Какова, на ваш взгляд, отличительная особенность авиасалона МАКС по сравнению с зарубежными салонами с такой же специализацией, тем же Ле Бурже?
— Если сравнивать недавно завершившийся МАКС с авиасалоном в Ле Бурже, который прошел также совсем недавно, в июне этого года, то коренное отличие, на мой взгляд, в том, что во Франции практически не было российской техники. Считаю, что Ле Бурже очень проиграл от отсутствия наших пилотажных групп, что существенно обеднило показательную часть этого салона. Выступления «Русских витязей», «Стрижей», «Соколов России» всегда вносят особый колорит в программу авиасалона. То, что творят российские пилоты, демонстрируя возможности нашей техники, восхищает не только простых зрителей, но и профессионалов.
Мы не раз общались с американскими, французскими, английскими летчиками и спрашивали их, почему они не летают так, как наши. Они в один голос отвечают, что только русские способны на подобный риск. Возможно, это заложено в самом русском характере – выложиться по максимуму, показать все, на что способен, быть лучшим. Наши летчики зачастую показывают то, на что другие просто не решаются.
Кстати, совсем недавно и жители Самары смогли воочию оценить мастерство «Русских витязей», которых наш губернатор пригласил выступить на празднике в честь Дня Государственного флага России. Это фантастический фейерверк, который показывает, казалось бы, запредельные возможности людей и техники, настоящие чудеса высшего пилотажа. Ничего подобного Самара еще не видела.
На МАКСе летная программа, конечно, была намного более обширна: за шесть дней в ней приняли участие 90 летательных аппаратов, включая 42 самолета в составе семи пилотажных групп. Воздушно-космические силы Российской Федерации представили четыре пилотажные группы: «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Крылья Тавриды». Кроме того, в небе Жуковского свое мастерство продемонстрировали пилотажные группы «Русь», «Первый полет» и гости из Латвии –
пилотажная группа Baltic Bees.
Радует, что на МАКСе-2015 российская техника была представлена по всем направлениям. На мой взгляд, МАКС продемонстрировал очень вдохновляющую тенденцию – начала восстанавливаться отечественная наукоемкая составляющая авиационной, космической, оборонной сферы производственной деятельности. Появляются новые разработки, идеи, технологии, которые у нас же и реализуются. Уже есть собственное высокотехнологичное оборудование, способное, что называется, довести идею до конечного результата. Другое дело, что необходимо пересмотреть систему финансирования производства – деньги давать не банкам, а напрямую через целевые госпрограммы тем предприятиям, которые берут на себя ответственность за выполнение государственной задачи по импортозамещению в плане создания современной техники и оборудования для высокотехнологичных отраслей экономики. Потому что давая деньги банкам, мы вряд ли поддержим промышленные предприятия, которым те же банки предлагают кредиты под 20%.
Эти проблемы мы обсуждали на
МАКСе в формате круглых столов. В их работе принимали участие серьезные эксперты отрасли – президент Ассоциации авиационного двигателестроения России Виктор Михайлович Чуйков, представители моторостроительной корпорации «Сатурн» из Рыбинска и другие. По итогам этого круглого стола был составлен протокол с нашими предложениями, который был направлен в профильные ведомства. Надеюсь, это мнение профессионально заинтересованных людей будет способствовать повышению конкурентоспособности российской авиакосмической отрасли.
Наш РКЦ «Прогресс» конкурентоспособен даже на мировом рынке. Другое дело, каким трудом это дается. Никто ничего не приносит на блюдечке с голубой каемочкой. Приходится бороться за контракты, предлагать свои услуги на международном уровне. Слава Богу, наша техника конкурентоспособна. И МАКС продемонстрировал это в полном объеме, были подписаны новые контракты, в том числе и по обеспечению деятельности космодрома Куру, который Европейское космическое агентство намерено использовать еще долгие годы.
Конечно, одной из главных тем на МАКСе был космодром «Восточный» – наше российское детище. Здесь уже мы не просто сторонние наблюдатели, а непосредственные участники процесса.
Сейчас задача номер один – запуск первой ракеты, который планируется на декабрь этого года. Ракета наша, самарская, 6 сентября она была оправлена на космодром. Специально, если так можно выразиться, на приемку ракеты в Самару приезжал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Олегович Рогозин. Сейчас десять наших студентов поехали работать как стройотряд на космодром «Восточный». Два таких стройотряда уже отработали там с мая по август. Наши ребята очень хорошо себя зарекомендовали, и нас попросили прислать их снова. Мы сделали для них индивидуальный график обучения, я встречался с ними перед их отъездом, надеюсь, они внесут достойный вклад в подготовку к первому запуску. Ведь это чрезвычайно важно и для них самих, и для нашего университета, и для Самарской губернии в целом. Наше участие показывает, насколько мы причастны к этой великой стройке века, судьбоносной не только для России, но и для всего мира, и как бы пафосно это ни прозвучало, – для всего человечества.
Если вернуться к МАКСу, и я, да и все, кто посещал наши стенды, стенды РКЦ «Прогресс», ОАО «Кузнецов», вынесли четкое представление о том, что Самара успешно развивается как аэрокосмическая столица.
Санкции не касаются науки
— На МАКСе была общая экспозиция Самарской губернии?
— Нет, наши стенды находились в разных шале. Министерство образования и науки РФ собрало все профильные вузы в одном шале, а Роскосмос свои предприятия – в другом. Но эти павильоны были рядом, так что мы постоянно ходили друг к другу в гости. При всем оптимизме, который я вынес из МАКСа, несмотря на сложившуюся политическую обстановку, к нам приехало очень много делегаций с Востока, что привело к довольно большому количеству заключенных контрактов как на военную, так и на гражданскую технику. Безусловно, МАКС был очень полезен для российский предприятий. Но все же у меня осталось чувство легкой грусти и сожаления от того, что я не смог встретиться и пообщаться со многими нашими европейскими партнерами, с которыми мы сотрудничали в течение многих лет.
И это касается не только МАКСа, а в целом взаимодействия между странами, между профессионалами. Такой пример: СГАУ много лет сотрудничает с университетом Глиндора в Великобритании – мы обмениваемся стажерами, осуществляем совместные проекты. В момент, когда в прошлом году были введены санкции против нашей страны, ректор этого университета написал письмо премьер-министру Великобритании Девиду Кемерону с просьбой разъяснить, как им теперь работать с Самарским аэрокосмическим университетом. Ответ был таков: санкции не касаются науки и образования, так что можете продолжать ваше сотрудничество. Но ведь когда делегация СГАУ собралась поехать на авиасалон Фарнборо, двум нашим коллегам просто не дали визы, без объяснения причин. Потом, правда, все разрешилось, визы дали, но салон уже закончился, и люди, конечно, никуда не поехали. Эта атмосфера недружелюбия очень мешает. Думаю, пройдет какое-то время, и все поймут, что это неправильно.
— Действительно ли МАКС отражает все политические коллизии последнего времени? Наверное, в чем-то он специфичен, так как теперь Россия вынуждена опираться только на свои силы, на свой научно-технический потенциал и помощь партнеров с Востока?
— Еще в 90-е годы прошлого века, когда началась прозападная ориентация и люди, стоящие у руководства страны, стали говорить, что нам не нужно самим ничего производить, а только покупать, мы отстаивали иную позицию. Такой огромной стране, как Россия, невозможно сохранить самостоятельность без собственного ракетного, авиационного, двигателестроительного комплекса. Помню, как Игорь Леонидович Шитарев, который в то время был директором завода «Моторостроитель», занял очень правильную позицию в отношении популярной тогда конверсии и предложения освоить выпуск диванов, закрыв производство двигателей. Он заявил, что надо придумать, как эти двигатели конвертировать на газоперекачку, для нужд электростанций, на газотурбовозы. То есть задействовать наш громадный интеллектуальный и производственный потенциал не на штамповку кастрюлек, а на службу собственной стране, чтобы она была экономически сильной, развитой и конкурентоспособной во всем мире. Вот какой должна быть настоящая конверсия, с сохранением возможности в любой момент возродить производство. И сегодня на ОАО «Кузнецов» мы это как раз и наблюдаем, потому что, не смотря ни на что, там удалось сохранить производственную базу.
Когда мы столкнулись с санкциями, очень сильно пожалели о том, что многое было утрачено с верой в то, что мы окружены друзьями, готовыми в любой момент прийти нам на помощь. Действительность, увы, оказалась другой.
Ренессанс авиакосмической отрасли
— Чем вас удивил, порадовал, вдохновил МАКС? Какие разработки и достижения, представленные на салоне, вам представляются наиболее перспективными?
— Я с радостью отметил, что на МАКСе было очень много молодежи, от малышей и до тех, кто уже определился с выбором собственного пути во взрослой жизни. Работа в авиакосмической отрасли очень трудная. Но у них горят глаза, видно, что присутствует огромный интерес и желание. К счастью, в последние годы у нас в стране меняется отношение к инженерной подготовке. Эта профессия становится все более престижной. Вот этот интерес молодежи к авиации и космонавтике меня и вдохновил на МАКСе.
А еще очень порадовали встречи с выпускниками СГАУ. Ко мне многие подходили, здоровались, рассказывали о том, где работают и чем занимаются. Ведь МАКС традиционно является местом встречи выпускников КуАИ–СГАУ, где убеленные сединами выпускники прошлых лет и наши нынешние студенты могут обменяться мнениями по актуальным вопросам, касающимся авиакосмической отрасли. В таких встречах проявляется наш особый дух КуАИ–СГАУ, он очень сильный, энергетически мощный. И для наших студентов это важно, ощущение причастности к чему-то великому. Это очень здорово, и повышает настроение не только мне как ректору.
В рамках салона МАКС также традиционно проводятся конкурсы для студентов, аспирантов, молодых ученых. И наш университет участвует в этих мероприятиях – как правило, забираем все первые места. В этом году на МАКСе СГАУ представил 14 экспонатов. Наиболее высокую оценку специалистов и посетителей салона получили: микропроцессорная система контроля и диагностики сложных устройств бортовой авионики воздушных судов; малые космические аппараты научного назначения АИСТ и АИСТ-2; модель ракеты Союз-2, принимавшей участие в международных соревнованиях по запуску экспериментальных ракет во Франции; многоцелевой беспилотный комплекс (МБК), предназначенный для наблюдения с воздуха и картографирования посредством получения видео- (в реальном времени) или фотоизображения в видимой и инфракрасной областях спектра.
Пройдя по многим экспозициям, мы увидели, что появляются серьезные российские разработки – и конструкторские, и технологические, и в области электронной техники. И появляется уже подзабытое чувство, что мы можем не только догнать, но и стать конкурентными в этих отраслях. Это очень важно. Чувство гордости за свою страну и уверенность, что мы это сделаем.
— Какую оценку дал губернатор Самарской области участию нашего аэрокосмического университета и в целом Самарской области на авиасалоне МАКС-2015?
— Самарский регион на МАКСе был представлен очень достойно. Как я понимаю, Николай Иванович удовлетворен итогами МАКСа – и уже подтвержденными контрактами для РКЦ «Прогресс» и ОАО «Кузнецов», и высокой оценкой СГАУ с точки зрения интеллектуальной, научной деятельности и качественной подготовки кадров для авиакосмической отрасли. Еще раз было подчеркнуто, что Самара готовит сильных специалистов в области двигателестроения, ракетной техники. Мы ведь сейчас не рассматриваем себя отдельно как университет, а исключительно в составе аэрокосмического кластера, в который входит более 20 предприятий и вузов. Нигде в мире нет такого комплекса, если так можно выразиться, полного цикла. У нас есть и ракетный завод, и двигателестроительный завод, и агрегатные предприятия. Вот еще бы авиационный завод поставить на ноги… Во многом, конечно, этот ренессанс авиакосмической отрасли в регионе стал возможен благодаря поддержке нашего губернатора. Даже наши коллеги из других регионов говорят, что с Самарой в этой части вряд ли кто может сравниться. Сегодня Самара звучит везде, и МАКС-2015 еще раз показал, что Самара – надежный оплот ракетно-космической и авиационной техники.