Эмоциональное развитие старших дошкольников в условиях новых стандартов
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 120» городского округа Самара особое внимание уделяется вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников, их экспансивного благополучия, а также формированию у детей социального и эмоционального интеллекта. На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным становится вопрос направленности, способов и средств развития эмоциональной сферы ребенка.
Людмила МАРТОВА
В дошкольном учреждении обогащение эмоционального развития детей осуществляется через систему психологических и психолого-педагогических воздействий. Данный контент включает развивающую программу «Сказочный тренинг для старших дошкольников», коррекционно-развивающие программы «Снятие неблагоприятных эмоциональных состояний» и «Путешествия в Песочную страну», подгрупповые и индивидуальные занятия с психологом, непосредственно образовательную деятельность, то есть групповые игры и упражнения с воспитателями и педагогами.
«В нашем детском саду работает высокопрофессиональный педагог-психолог Валентина Роткина, которая является автором новаторских методик, – говорит заведующая МДОУ № 120, руководитель высшей квалификационной категории Людмила Вильдеева. – В процессе работы педагоги и воспитатели активно пользуются ее наработками, которые дают хорошие социально-психологические эффекты. Содержательное обогащение эмоциональной сферы дошкольника происходит в следующих направлениях: развитие самопознания эмоциональной сферы, активизация механизмов произвольной регуляции эмоций, формирование чуткости в социальном взаимодействии».
Эмоциональный опыт дошкольники осваивают через анализ и интерпретацию значимых ситуаций, как реальных, так и описанных в литературных произведениях или изображенных на картинах. Дети научаются оценивать собственные переживания и понимать чувства окружающих сверстников и взрослых.
Как сообщает специалист Валентина Роткина, большое значение имеет коррекционно-развивающая работа с неблагоприятными эмоциональными состояниями ребенка, такими как агрессивность, тревожность, страхи. В этих целях широко используются методы арт-терапии. Выполнение рисунков на свободные и заданные темы позволяют ребенку определить и переосмыслить эмоциональное значение объектов рисования. Создание песочных картин (для этого используется песочница со специальным экраном и подсветкой) дают ребенку эффект самоисцеления, посредством спонтанного творческого выражения. Применяются сказко-терапевтические методы – чтение и обсуждение терапевтических, коррекционных и медитативных сказок, построение «волшебного мира» в психологической песочнице, изготовление и «оживление» кукол-марионеток.
«Арт-терапевтические методы предоставляет ребенку возможность изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Он получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего, так и внешнего плана», – поясняет педагог-психолог.
Особое внимание уделяется формированию у детей навыков психомышечного расслабления. Дыхательная гимнастика, психологические этюды (движения под музыку), исполнение так называемого «Я-танца», сеансы релаксации позволяют ребенку преодолевать телесные зажимы.
Следующим шагом по обогащению эмоциональной сферы дошкольников является отработка навыков владения собой в значимых для ребенка ситуациях – развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умения действовать в команде, соблюдая правила игры и ролевые взаимоотношения, проявлять эмпатию и толерантность.
Участие в ролевых играх («Если вы обидели кого-то», «Окажи поддержку другу»), в играх с элементами психодрамы («Ссора», «Серьезный разговор») помогает ребенку подготовиться к сложной жизненной ситуации, найти новые способы поведения, конструктивно разрешать конфликты. Ребенок упражняется в использовании собственного эмоционального опыта в социальном взаимодействии с окружающими.
Валентина Роткина, педагог-психолог МДОУ детский сад № 120:
– Психодиагностическое обследование детей позволяет нам сделать вывод, что в результате системной коррекционно-развивающей работы по обогащению эмоциональной сферы старших дошкольников прослеживается устойчивая положительная динамика в личностном развитии ребенка, в состоянии его психического и физического здоровья.