Малыши в «Дубравушке» постигают основы правильного питания
Физическое развитие детей является одним из основных требований федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Питание, движение, закаливание, полезные привычки – об их положительном влиянии на организм воспитанники тольяттинского детского сада «Дубравушка» знают уже с яслей.
Евгения БУСЛАЕВА
Приоритет питанию
Основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте.
«Забота об укреплении здоровья ребенка – проблема не столько медицинская, сколько педагогическая, – считает заведующий МБУ детским садом №138 «Дубравушка» г. Тольятти Елена Вершинина. – Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и семьей, нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни».
Именно этим воспитательным аспектам в «Дубравушке» уделяется особое внимание. И, в частности, правильному питанию, от которого зависят здоровье, долголетие и работоспособность человека. Ведь питание обеспечивает процессы роста и развития человека, его физическую и умственную активность, настроение и, в конечном счете, качество жизни.
Коллектив детского сада №138 поставил перед собой задачу – приобщить дошкольников к здоровому образу жизни через формирование культуры правильного питания. С 2011 года эту непростую задачу решают, реализуя комплексную общеобразовательную программу по формированию культуры здоровья, питания у воспитанников «Разговор о правильном питании».
На базе дошкольного учреждения организована экспериментальная площадка по внедрению этой инновационной программы. Творческая группа воспитателей «Дубравушки» обобщает экспериментальные материалы и делится со своими коллегами опытом по реализации новых педагогических технологий. И опыт этот интересен многим в Тольятти.
«В нашем городе очень много талантливых педагогов, много людей увлеченных, иногда даже фанатичных, преданных своей профессии, которые заботятся о здоровье нашего будущего поколения», – констатирует Елена Вершинина.
Роль старшего воспитателя
В «Дубравушке» к таким увлеченным своим делом педагогам относится практически каждый. Интересные и талантливые педагоги окружают детей вниманием, заботой, занимаются с ними, используя современные здоровьесберегающие технологии.
Особую роль в этом процессе играет старший воспитатель. Фяридя Насырова работает в образовании 36 лет. Она выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что делают воспитатели-экспериментаторы. Она помогает выстроить цели, задачи, этапы работы, редактирует конспекты занятий, грамотно и своевременно оформляет документацию, организует презентации опыта работы на мероприятиях разного уровня и публикации на сайтах и печатных изданиях. Фяридя Насырова умеет организовать инновационную и экспериментальную работу, владеет новыми информационными технологиями. За значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей старший воспитатель «Дубравушки» награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Творческий коллектив
Воспитатель-экспериментатор Ольга Калмыкова активно вовлекает в работу по формированию культуры питания у малышей их родителей. Доброжелательная, заботливая, отзывчивая, внимательная, готовая выслушать и ребенка, и родителей, помочь ненавязчивым советом – все это об Ольге Николаевне. Она организовала клуб «Заботливый родитель» и на его занятиях использует различные формы работы с родителями: акция «Будь, малыш, здоровым», кулинарные практикумы и поединки, деловые игры, КВН, мастер-классы, творческие выставки и встречи, проекты и другие.
Главный специалист по ИКТ в творческой группе – Любовь Яркова. Она и стенд оформит, и презентацию создаст. Грамотно и интересно использует в работе с детьми информационные компьютерные технологии.
Марина Мерабишвили на протяжении уже более 10 лет работает в одной группе с главным специалистом по ИКТ. Ее задача — обучать детей азам театральной деятельности, участвуя в различных конференциях и семинарах. Модифицированные программы по формированию социокультурной среды и художественно-эстетическому развитию в рамках экспериментальной программы созданы благодаря активной деятельности Любови Ярковой и Марины Мерабишвили. Например, экскурсии на кухню и в продуктовые магазины, практикумы с поваром «Юный кулинар» и «Укрась кашу», опытно-исследовательские работы «Приготовление соков», инсценировки и театральные постановки, различные проекты.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на здоровье ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От правильного питания во многом зависит накопление энергии для развития двигательных навыков и физическое развитие дошкольника. Поэтому очень важна интеграция развития физкультуры и процесса овладения ребенком элементарными нормами и правилами в питании. Эту работу в «Дубравушке» проводит инструктор по физкультуре Любовь Фролова.
Основным вариантом реализации экспериментальной программы является кружковая работа. Руководители кружка – воспитатели старших групп. Одна из них – Анна Напойкина – самый молодой, но очень активный педагог творческой группы. В кружковой работе она использует много сюжетно-ролевых игр – «Магазин продуктов», «Мы идем в ресторан», «Поможем маме приготовить ужин», а также игр с правилами – «Разложи продукты по тарелочкам», «Полезные и вредные продукты». Анна Александровна вместе с другими воспитателями создала и авторские игры, которые оформила в виде дидактического материала, поэтому любой педагог детсада может использовать их в работе с малышами.
Результат есть
Педагоги детского сада №138 считают, что проблема оздоровления детей – не разовая кампания одного дня деятельности и одного человека. Это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
За четыре года работы этой сплоченной команде удалось значительно расширить диапазон знаний и умений воспитанников, связанных со здоровым образом жизни, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей. Дети очень многое знают о правилах здорового питания и меняют свои предпочтения в еде. Сейчас они охотнее выбирают продукты, полезные для здоровья. Более того, юные воспитанники «Дубравушки» стали сами пропагандировать законы правильного питания.
«Работая руководителем такого коллектива, не перестаю удивляться, что наши педагоги имеют все необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, – делится Елена Вершинина. – Они уважают и родителей, и детей, считаются с их мнением, даже если оно иногда не совпадает. Педагоги творческой группы постоянно совершенствуют свое мастерство, используют достижения науки и передовой практики по данной проблеме. Идут вперед, осваивают нетрадиционные методики, но и не забывают в воспитательном процессе доброе старое, веками сохраняемое народом. А главное – наши педагоги любят детей, любят их просто так, ни за что, отдают им каждый миг частичку своего сердца. Любят их, как собственных, без компромиссов и условий. В наш профессиональный праздник хочется пожелать коллегам сохранить дух семьи и атмосферу добра в нашем доме счастливого детства».
Елена Вершинина, заведующий МБУ детским садом №138 «Дубравушка» г. Тольятти:
– Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Первые понятия по здоровому образу жизни ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, то есть, с двух-трех лет.