Школа дает человеку силы, способные развивать новые идеи и задавать им творческое движение вперед
Когда четверть века тому назад в Самаре создавалась Вальдорфская школа, ее идеи воспринимались неоднозначно –
в силу того, что превалирующее общественное сознание было не готово к новаторским воззрениям. Представить, что спустя годы принципы, положенные в основу вальдорфской педагогики, найдут отражение в образовательных стандартах нового поколения, было невозможно. Сегодня Вальдорфская школа в Самаре – это бренд, ассоциирующийся с уникальным образованием, с прочными позициями в ряду лучших передовых школ России. О том, как удалось внедрить в самарское образовательное пространство инновационную модель, какие ожидаемые эффекты она оправдывает, рассказывает директор Самарской вальдорфской школы Елена Ивашкина.
Людмила КРУГЛОВА, Олег ДАВЫДОВ, Вероника ПОДРЕЗОВА (фото)
– Елена Витальевна, как родилась мысль о создании в Самаре Вальдорфской школы?
– Как ни парадоксально, ее появление связано с инициативой родителей, которых на тот момент не устраивало положение дел в школе, и они имели представление о том, в каких условиях должен расти их ребенок, какие ценностные ориентиры у него должны быть сформированы за время обу-чения. Вы прекрасно знаете, какие общественные изменения происходили в девяностые годы – старая школьная система требовала реформирования, остро стояли вопросы «что делать и куда двигаться дальше». Собственно, я сама была молодой мамой, отдавшей ребенка в школу и понимающей, что существующая модель образования не охватывает всей полноты развития маленького человека. Для меня, педагога по образованию, установка на узко интеллектуальные задачи означала некое ограничение для ребенка. Я чувствовала, что он проводит в школе половину жизни, но задействована в развитии только его маленькая часть, а нужно, чтобы складывалось «объемное» сознание, способность понимать и чувствовать разнообразие и сложность мира. И когда я соприкоснулась с идеями вальдорфской педагогики, я реально ощутила некую «благодать», полноту обращения ко всему, что есть в человеке. Идея меня вдохновила и увлекла.
– Сейчас в образовательных стандартах школа позиционируется как место для жизни ребенка, что, собственно, отвечает принципам вальдорфской педагогики. Но тогда это звучало, наверное, голословно, ведь опыта не было. На что вы опирались?
– На почти столетний успешный вальдорфский опыт, который реализуется во всем мире. Я изу-чила весь, какой только можно, материал, перечитала море методической литературы, побывала на семинарах в Москве и Санкт-Петербурге. В 90-е годы в Петербургском университете имени Герцена было организовано обучение по специальности «Вальдорфская педагогика», и мы, российские учителя, изучали основы вместе с европейскими коллегами. В Москве Центр вальдорфской педагогики многие годы организовывал семинары для учителей России. Позже, когда Самарская вальдорфская школа уже много лет имела статус федеральной экспериментальной площадки, состоялось наше знакомство с опытом яснополянской школы, и мы увидели схожесть принципов. Скажем, если идеи Толстого базируются на гармонизации человека через «голову, руки, сердце», то в вальдорфской педагогике опорными параметрами являются «мышление, чувство, воля». Методология Ушинского во многом близка вальдорфской педагогике. Но на этапе становления сложнейшим был вопрос, как все это реализовать на практике? Потому что ты встречаешься с конкретными людьми – учителями и родителями, потому что ты должен учитывать социальные условия и требования законодательства. Как соединить эти конкретные вещи с прекрасной идеей, где найти компромисс – это довольно сложная задача.
– Начинать было страшно?
– Страшно и одновременно смешно. Первый класс формировался на моей кухне в однокомнатной квартире, где я рассказывала о вальдорфской педагогике малознакомым мне людям. Я – продукт традиционного образования, вчерашняя послушная девочка-отличница, над которой безоговорочно довлел диктат учителя, что, в принципе, считалось нормой. А здесь мне надо было подобрать ключик к новой системе, выстроенной на свободном творчестве, на диалоге «учитель –
ученик», на идее образования без страха перед авторитетом учителя.
Конечно, приступая ко всему новому и неизведанному, человек осознает собственное несовершенство, но моим главным мотивом оказалось непреодолимое желание вырастить своих детей свободными и сильными людьми. Я забрала сына из школы с намерением учить его дома самостоятельно, к моему ребенку для обучения присоединился его товарищ. А потом – началось волшебное действие. Стали звонить люди и говорить, что хотят, чтобы я приняла их детей. Я отнекивалась — они настаивали. Таким образом, к 1 сентября набрался целый класс. В довершение пришел Игорь Александрович Чернышов из театра оперы и балета, с дочкой Яночкой, и предоставил нам для учебных занятий огромный репетиционный зал. От первого урока, акустики хорового зала и внутреннего напряжения я едва не потеряла сознание. Ведь самое большое ограничение — внутри нас, и нужны огромные усилия, чтобы перешагнуть через барьеры, выйти из жестких рамок шаблонных представлений.
– Что представляет собою вальдорфская система образования?
– Она строится на принципах гармонизации среды, при которой ученик из множества педагогических предложений делает личный выбор, исходя из своих склонностей и желаний. Поэтому мы, учителя, работаем над собой, над окружением, над средой. Мы не вмешиваемся в формирование ребенка, мы создаем такие условия, чтобы он сам брался за то, что ему близко. Средовая педагогика, образно говоря, — это тот соус, который питает ребенка: тогда он схватывает все, что ему нужно, и проявляет непосредственный интерес к обучению. Принуждением ведь ничему нельзя научить. Так закладывается основа свободного развития человека.
Спустя годы мы можем говорить, что нам многое удается с точки зрения полноценного развития детей. Мы соединяем традиционное образование с театральной и художественной деятельностью, с музыкальным направлением, с изучением иностранных языков. У нас учатся дети с разными возможностями и способностями, и наша задача состоит в том, чтобы они выходили из школы культурными развитыми людьми, которые ориентируются в этих сферах. Мы стремимся довести их культурную образованность от классики до современности, они знают сегодняшние тенденции в музыке, в архитектуре, в театре, они владеют актуальным языком искусства и могут оперировать культурными концептами. Независимо от того, какую профессию изберут.
Сегодня для России и для Самары художественного элемента явно не хватает. В прошлом году наш ученик был победителем городского конкурса. Ему пришла идея – сделать скульптуру на углу улиц Молодогвардейской и Некрасовской, чтобы эстетически преобразовать городскую среду. Он узнал в городской администрации, можно ли это сделать, и за лето вместе с учителем они воплотили замысел в реальность. Для меня это радостный сигнал, потому что молодой человек проявил инициативу, потому что ему хочется улучшить окружающее пространство. То, что подросток способен к такой открытости – продукт вальдорфского образования. Это еще один аспект полноценного развития – способность к действиям. Школа дает питательную среду для формирования мышления, чувств и воли человека. Мы знаем сколько угодно интеллектуальных людей, которые не могут реализовать свои возможности, так как у них не происходит переход в область действий. Мы стремимся научить наших учеников видеть цель, понимать, какими шагами к ней двигаться и достигать желаемого результата.
– Елена Витальевна, когда вы ощутили себя педагогом-новатором?
– Я никогда не задумывалась о себе в педагогике, мысли больше обращены к педагогическому процессу. Главная идея в том, чтобы сохранить в растущем человеке индивидуальность, внутреннюю свободу, то ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству. Это невероятно сложно и вместе с тем интересно. Дети живут после нас и дальше нас, поэтому они должны привносить новое в жизнь. Мы понимаем, что существует эволюционный путь, и всякое следующее поколение имеет новые задачи. Но мы даем им уже имеющийся опыт, а из прошлого новое прийти не может. Значит, в самой человеческой сути есть некие силы, способные развивать новые идеи и задавать им творческое движение вперед. И здесь опять превалирует среда, в которой ребенок мог это новое доставать и удивлять нас неповторимыми озарениями. Это ярко можно проследить на дошкольниках: там такое словообразование, такие суждения, что диву даешься. Хотелось создать такую школьную среду, в которой у ребенка сохранилось бы это новое видение. Конечно, когда происходят такие инсайты, ты переполняешься радостью. Как ни банально звучит, мы сами учимся у детей, они преподают нам уроки. Если не форматируешь ребенка, а помогаешь ему развиваться, то можешь стать свидетелем чудесных вещей.
– А можно это проиллюстрировать на конкретном материале?
– Безусловно. К примеру, я преподаю искусство в старшей школе. Понятно, что у меня разработана программа, что я готовлюсь к каждому уроку и знаю, куда должна привести ребят. Но я никогда не знаю, чем закончится наша работа, какое видение придет из класса и какой вывод ученики сделают сами. Иногда это звучит как откровение. Я училась-переучилась у знаменитых искусствоведов, перечитала множество литературы, но каждый раз поражаюсь их восприятию, которое я не встречала ни в одной книге. Поверьте, это самый большой подарок учителю от учеников. Мы в школе развиваем у детей способность самостоятельно мыслить через самостоятельное восприятие. Это не чужие выученные мысли, а индивидуальный опыт.
– Получается, урок в вальдорфской школе – это творческий поиск, в который включаются все ученики?
– Мне нравится слоган: «Образование – это не гонка, а путешествие», его нашли наши родители и разместили на сайте школы. При подготовке к уроку ты вспоминаешь всех своих детей, как они проявляли себя на предыдущем занятии, какую информацию приняли с радостью, где были полностью включены. Исходя из анализа, определяешь, куда идти дальше. Урок создается со всех позиций, он должен быть живым, на одном дыхании, но, конечно, при этом учитывается баланс, смена деятельности, когда, к примеру, после интеллектуальной нагрузки следует художественный «выдох». Но самое интересное, ты заходишь в класс, а с утра идет снег и все дети «в окне». И ты понимаешь, что должен мгновенно переключиться, войти в настроение детей, а потом вывести их в рабочее русло. Или, к примеру, ребенок пришел в школу с каким-то утренним переживанием: он никогда не включится в урок, если учитель не отреагирует на его проблему. То есть от учителя требуется способность быть открытым к актуальной ситуации ребенка. Вот когда все эти моменты слиты воедино, то ребенок проживает урок, а то, что прожито, остается в памяти надолго.
– Непросто быть учителем в вальдорфской школе?
– Педагогический труд в любой школе тяжелый. У нас ситуация осложнялась тем, что мы были первопроходцами вальдорфского образования, и, конечно, учились и учимся непрерывно.
У нас в школе нет параллельных классов, а преподавание строится на принципах преемственности и личного воздействия учителя. Многие педагоги сначала пришли к нам в качестве родителей наших учеников, а затем, вникнув в сущность образования, захотели работать в школе. Так, из традиционной школы к нам пришли супруги Щербатенко, Галина Валерьевна и Дмитрий Игоревич, они — педагоги от Бога, преподают физику и математику. Дмитрий Игоревич всю жизнь был учителем-предметником и вдруг сказал, что хочет взять глубже ответственность за развитие детей и стал учителем первого класса. По-моему, это педагогическая удача. К слову, в школе одна треть учителей – мужчины, можно сказать, что это одно из наших достижений, на фоне острого дефицита сильного пола в образовании.
– Как вальдорфское образование вписывается в формат федеральных стандартов?
– Мы работаем в условиях новых стандартов российского образования и более того – я очень рада, что новая образовательная концепция нам близка по многим факторам. Это касается подходов к дошкольному детству как самодостаточному периоду жизни человека, к развитию творческих способностей детей, к их социализации, – у нас нет разночтений с новыми федеральными стандартами. Более того, поскольку мы были федеральной экспериментальной площадкой, работали с учеными из педагогической среды, то введение новых стандартов в нашей школе прошло намного легче, чем во многих других школах. Мы позиционируемся как инновационная школа и, вместе с тем, по содержанию образования и детский сад, и школа опираются на лучшие традиции отечественного образования. Таким образом, вальдорфская школа вписывается в контекст российской образовательной системы.
– Но, наверное, есть спорный вопрос – безоценочная система образования?
– Почему спорный? В рамках ФГОСов оценочная система стала намного шире, это разработка портфолио, система оценки метапредметных компетенций и личностного роста, рецензирование.
В вальдорфской школе превалирует оценка качественного анализа. Принцип рецензирования применяется уже в первом классе, естественно, при этом учитывается возрастной уровень ребенка, но это всегда качественная оценка. Ежегодно мы издаем справочник, где есть данные всех участников образовательного процесса, их телефоны.
В любое время родители и педагоги могут установить нормальный человеческий контакт и обсудить все вопросы. В конце года каждый учитель пишет отчет-характеристику, в которой отражены успехи и пробелы ребенка, дает рекомендации родителям, на что обратить особое внимание. В старшей школе мы ставим оценки, которые идут в аттестат.
На самом деле это очень серьезная тема, потому что за ней стоит мотивация ребенка к обучению. Мы хотим, чтобы дети работали не за оценки, не за амбиции, а учились из интереса.
– А как осуществляется работа по социализации детей?
– Мы не просто постулируем, что надо любить родину, мы погружаем детей в среду, где они переживают эти чувства. У нас реализуются социальные практики – лесная, землемерная, языковая, сельскохозяйственная.
К примеру, в рамках экологического проекта дети едут в лес и неделю отдают лечению деревьев и уходу за ними. Это не абстрактная любовь, а вовлечение в любовь к родине, когда надо отдать ей время и силы. В третьем классе реализуется проект «Хлеб», когда дети в полях сажают озимые, затем убирают зерно, пекут хлеб, а потом угощают всю школу. Они едут за границу на языковую практику, к нашим многолетним школам-партнерам Штутгарта и Фрайбурга. Они живут там, восторгаются красотой городов, им там все нравится. А потом наступает момент анализа, когда они сами дорастают до мысли, что мы тоже можем сделать свою территорию красивой. И они это делают, потому что проживают свой опыт через чувства.
Сейчас в стадии реализации производственная практика для старшеклассников, ищем партнеров-работодателей, которые могли бы предложить нашим ребятам трудовые умения. Дети после практики по-другому смотрят на процесс учебы. С точки зрения социализации это бесценный опыт. Такой метод обучения требует больше времени и сил от учителя, но им пронизано вальдорфское образование.
– Какова роль родителей в образовательном процессе?
– Еще раз хочу подчеркнуть, что без инициативы родителей, без их участия, не было бы и школы. Понятно, что это сознательные развитые люди, которые выбрали альтернативное образование, потому что ценности вальдорфской педагогики им привлекательны и они хотят видеть своих детей свободными, гармонично развитыми личностями. И если в первые годы мы мотивировали родителей: «станьте реальной силой в образовательном процессе», то сейчас они — наши единомышленники.
В школе создана действующая система самоуправления, основанная на принципах коллегиальности. В Совет школы входят представители педагогической коллегии и представители родительского сообщества от каждого класса. У них разработана своя программа, они сами решают, что нужно школе, какие коррективы внести в рабочий процесс.
Родители взяли ответственность за школу, благодаря чему она живет и развивается. Они активно включаются в наши праздники, проектную деятельность, выезжают с ребятами на всевозможные конкурсы, исторические турниры. В конце года они традиционно участвуют в театральном проекте, выходят на сцену в египетских или скандинавских костюмах. И надо видеть глаза их детей – это реальный момент счастья. Конечно, родители тратят уйму времени на школу, но они осознают, что все эти усилия – инвестиции в счастливое будущее ребенка.
Сегодня у меня одна проблема – в начале учебного года очень неприятно отказывать родителям, когда все места в первом классе заняты. Желающих учиться у нас гораздо больше, чем мы можем принять, исходя из площадей школы.
– В 2013 году самарская МБОУ СОШ Вальдорфская школа стала победителем Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий России» в номинации «Лучшие учебные заведения», получив Почетный Диплом международного форума «Инновации и развитие». В 2014 году школа вошла в «100 лучших школ России», а вы как руководитель отмечены знаком отличия «Директор года-2014». Это означает, что альтернативная педагогика получила заслуженное признание?
– Это означает, что все эти годы мы трудились на благо самарских детей. Как ни странно, чем глубже вникаешь в смыслы вальдорфской педагогики, чем больше узнаешь, тем острее ощущаешь потребность учиться дальше. Это сродни сократовской мудрости, чем больше я узнаю, тем меньше я знаю. Поэтому мы, педагоги, живем в постоянном стремлении к совершенствованию, и это очень увлекательный, живой процесс. Самое важное, мы пребываем в сотворческом процессе взаимного обогащения с нашими учениками. Мы учим их, они – нас. Мы не знаем, какие их качества будут востребованы завтра, но надеемся, что знания, любовь и тепло, которые они получили в школе, помогут им стать счастливыми людьми.