На базе самарского детского сада №455 успешно работает проектная площадка по теме «Формирование этических норм у старших дошкольников в поликультурной среде»
В современном мире с его обостренной социальной дифференциацией, с ростом насилия и нетерпимости особенно важно активное насыщение учебно-воспитательного процесса нравственно-этическими компонентами, поскольку именно они создают условия для духовного становления детей и для вхождения их в общество на основе общечеловеческих ценностей, единых при всем многообразии культурных компонентов разных национальностей.
Людмила ЛИПАТОВА, заведующий МБДОУ ЦРР д/с №455 г.о. Самара
Дошкольное детство – стартовый период для полноценного формирования личности ребенка, в том числе и его социально-коммуникативного развития. Время, когда складывается моральное сознание, развиваются социальные и нравственные чувства, идеально для формирования толерантности и предупреждения агрессивности у детей. Стремясь к оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, мы поддерживаем индивидуальность ребенка, что способствует его самовыражению и успешной социализации в современном обществе.
В процессе деятельности проектной площадки по формированию толерантности у дошкольников педагогический коллектив детского сада опирается на основные черты этики межнационального общения: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми; чувство дружбы между народами; интерес к культуре своего народа и народов своей страны; уважение к национальному достоинству граждан любой национальности.
В своей работе мы сделали ставку на тесное сотрудничество специалистов ДОУ – педагога-психолога, музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя.
Одним из важнейших средств нравственно-этического воспитания мы считаем сказки народов Поволжья. Ведь сказка – это кладезь мудрости и опыта наших предков, из которого можно почерпнуть очень многое для своей жизни. На основе знакомства со сказками наши опытные воспитатели – Вера Харская, Галина Струенкова, Лариса Иванова – формируют этические нормы; анализируя поступки героев, дети усваивают эталоны поведения в обществе. В комнате сказок для детей организован уголок кукол разных национальностей: здесь есть пальчиковые, плоскостные, платковые, вязаные и ростовые куклы.
Педагог-психолог Ольга Абрамова проводит с детьми тренинги по эмоциональному развитию с целью освоения «букваря эмоций», обучения адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний. Ребята учатся понимать переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние другого человека.
Занятия учителя-логопеда Натальи Кострыгиной направлены на систематизацию, расширение и углубление словарного запаса детей, связанного с пониманием и усвоением этических норм. Под руководством музыкального руководителя Стеллы Оганесян дети занимаются театральной деятельностью, которая является неисчерпаемым источником развития чувств и эмоциональных открытий, дает ребенку возможность в атмосфере творчества, игры познавать себя и окружающий мир, учиться взаимодействию с другими людьми.
Немалая роль в поликультурном воспитании и профилактике негативных социальных явлений отведена семье. С целью сотрудничества с семьей в вопросах преемственности воспитания детей и социально-психологического сопровождения родителей в детском саду действует клуб «Растем и развиваемся вместе». На круглых столах, психологических тренингах решаются педагогические ситуации, обсуждаются проблемные вопросы, связанные с формированием этического сознания и поведения. Работа клуба способствует распространению положительного опыта семейного воспитания.
Ольга Абрамова, педагог-психолог МБДОУ ЦРР д/с №455 г.о. Самара:
– Мы стремимся, чтобы наши воспитанники умели понимать свое эмоциональное состояние и собеседника, могли выслушать другого человека и с уважением относиться к его мнению, принимать участие в коллективных делах, договариваясь и уступая друг другу. А также научились спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и не ссориться, уважительно относиться к окружающим людям.