Современный автомобильный рынок – высококонкурентен и динамично развивается, а потому постоянно нуждается в качественных комплектующих
Кризисы приходят и уходят. Выживают сильнейшие. Уже 14 лет предприятие «СамараАвтоПрибор» является надежным производителем и поставщиком комплектующих к автомобилям. О главных приоритетах компании и новых проектах в области импортозамещения рассказал ее генеральный директор Александр Козлов.
Владимир РЕЗНИКОВ
— Сегодня спрос на продукцию предприятия «СамараАвтоПрибор» растет, увеличивается партнерская сеть. Расскажите, с чего все начиналось, как формировалась конструкторская школа?
— Изначально предприятие функционировало как сервисная служба, ремонтировавшая генераторы, которые выпускал ОАО «Завод имени А.М. Тарасова» (ЗиТ). Так что наша конструкторская школа вышла из цехов этого предприятия. Можно отметить, что большой вклад в развитие инженерной школы ЗиТа и нашего предприятия внесли бывший главный конструктор Инесса Александровна Кузнецова и наш главный инженер Михаил Николаевич Сизов, который работает на предприятии «СамараАвтоПрибор» до сих пор.
Вместе мы прошли и сложные 90-е, когда сворачивались производства, даже болты везли из Китая и Турции, перестали выпускать электротехническую сталь. Профессиональные кадры стали уходить. Но производство мы сохранили, сами модернизировали оборудование, изготавливали испытательные стенды.
После смены собственника на ЗиТе предприятие стало более свободно в выборе партнеров и начало работать полностью автономно. В то время возросла потребность в генераторах, поэтому было принято решение построить отдельное предприятие мощностью 20 тысяч генераторов в месяц. Завод на Гаражном проезде стал закрывать до 40% потребности АвтоВАЗа в месяц.
Сегодня объем производства генераторов уменьшился, но значительно расширился ассортимент нашей продукции. Выпускаем стеклоочистители и стартеры для ВАЗа, УАЗа, ГАЗа и других компаний, датчики, многофункциональный регулятор для генератора, диодный мост и др. Мы быстро осваиваем новые модели, да и по качеству продукции мы, как правило, опережаем других поставщиков. Если мы беремся за изготовление изделия, то придумываем его до мелочей. Тем не менее для устойчивого развития наше предприятие, да и производство автокомпонентов в регионе, в целом нуждается в более системной поддержке государственных институтов.
– Сегодня, для того чтобы компания была конкурентоспособной, нужно не только разрабатывать и внедрять эффективные технологии, но и уметь быстро находить бизнес-партнеров. Есть ли примеры такого сотрудничества?
– В ближайшее время наш специалист посетит компанию «Эйрбас». У них большая потребность в электродвигателях и приводах для дверей, шасси и других механизмов.
Также наш конструктор для установления партнерских отношений по мехобработке валов полетит в Южную Корею. Можно отметить и тот факт, что у нас уже шесть лет функционирует совместное производство с Китаем по изготовлению комплектующих для стеклоочистки. Мы совместно разрабатывали технологию производства и закупали оборудование.
Для установления контактов мы также активно участвуем в выставках, которые организует министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Недавно мы установили рабочие отношения с двумя поставщиками, специализирующимися на изготовлении электронных компонентов и штамповке. Благодаря сотрудничеству с ними будет снижена себестоимость стеклоочистителей.
Кстати, хочу отметить, что наши стеклоочистители имеют нулевой РРМ (характеристика, описывающая количество дефектных образцов в партии – ред.) на АвтоВАЗе.
Мы проводим большую работу по развитию своей производственной системы до соответствия требованиям ведущих предприятий автомобильной промышленности.
На рынке мы заметны прежде всего качеством нашей продукции.
Мы готовы более активно работать и с новым заводом BOSCH в Самаре и в данный момент находимся в активном диалоге с инженерами этого предприятия.
— Ваше производство вполне может работать и на другие отрасли народного хозяйства. С принятием санкций у предприятий с хорошей конструкторской школой сегодня появляются новые возможности для выхода на новые рынки. Есть желание использовать этот шанс?
– Да, мы ведем работу в этом направлений. Например, совместно с Самарской сельскохозяйственной академией мы хотим реализовать проект по производству сеялок точного высева. Даже по этому направлению ввели в штат нового конструктора. Сегодня аграрии используют сеялки из Украины, Германии стоимостью около 9 млн рублей. Мы вполне можем конкурировать.
При развороте трактора одно колесо проходит большее расстояние и необходимо корректировать высев. Аппарат с электроприводом будет правильно дозировать семя. Это важно прежде всего тем, кто закупает элитные дорогие семена. Через год может быть готов опытный образец и документация для производства. Конструкция уже запатентована.
— Какой период в трудовой биографии дал вам особенно много как специалисту, а затем — руководителю предприятия?
– Окончив наш политехнический институт, я по распределению попал в организацию, где была возможность общаться и работать с иностранными копаниями. Ездил работать монтажником в другие страны, в частности, в США, Францию, Бельгию. Меня там всегда удивляла идеальная организация производства.
Динамика, оперативность, прогноз – все просчитано до мелочей. В Америке я понял, что там каждый занимается профессионально своим делом. Там руководитель предприятия должен обязательно вырасти в своей среде и знать все азы производства. Только опытный руководитель может эффективно культивировать корпоративную идеологию, чтобы специалисты на местах сами могли ставить себе тактические задачи и творчески решать их. В России есть идеи, специалисты и технологии, но не хватает прежде всего управленческих компетенций и коммуникаций.
Специалисты должны больше профессионально общаться, и для этого государство должно создавать современные коммуникационные площадки. Те, кто занимается реальным производством, должны учиться работать в кооперации.