Самарская коррекционная школа-интернат перешагнула 90-летний рубеж
В солидной дате ГБС(К)ОУ «Преодоление»отразилась история подвижничества и гуманистических подходов к человеку, история величайшего труда педагогов, взявших на себя ответственность за детей с особенностями развития. На примере старейшей школы можно увидеть, как шаг за шагом развивалась самарская коррекционная педагогика.
Людмила КРУГЛОВА
Лента времени
С 1925 года одно из известнейших и востребованных учреждений обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья, вместе с медико-психологической поддержкой, не только получение образования, но и перспективу стать полноценным гражданином своей страны. «Несмотря на спады и взлеты дефектологической науки, государство никогда не забывало о детях с особенностями здоровья, — комментирует директор ГБС(К)ОУ «Преодоление» Сергей Шабаев. — Во все времена государство уделяло особое внимание и выделяло средства для развития коррекционной педагогики. Думаю, что благодаря этой оптимистичной и правильной политике в области образования детей с ОВЗ сегодня существует реальная возможность из разных детей сделать равных».
Первым директором школы была Зоя Николаевна Карчевская, многое сделавшая для становления учебного заведения. До 1936 года школа располагалась на Самарской площади в двух деревянных зданиях, затем — в приспособленном здании бывшей Шихобаловской богадельни, на улице Красноармейской.
Основу современной школы закладывала легендарная личность в самарской педагогике, заслуженный учитель РФ, Почетный гражданин Самары Антонина Михайловна Зубова. Именно благодаря ей в 1957 году школа стала базовой площадкой Московского НИИ дефектологии, на ее опыте созданы методология и учебники для коррекционных учреждений.
25 лет школу-интернат возглавляла Наталия Родина, сделавшая поистине революционный шаг, переведя коррекционную школу на освоение программ общего образования. Наталия Родина инициировала название школы-интерната — «Преодоление», выстраданное всем опытом работы и в то же время, задающее позитивный импульс.
В 2009 году школа сменила адрес и переехала в благоустроенное здание на улицу Мориса Тореза. Благодаря Н.Н. Родиной здание превратилось в современный образовательный комплекс, в котором предусмотрены все условия для жизни и обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и для эффективной работы коллектива.
В день юбилея
Каждый взрослый и ребенок чувствовал себя причастным к эпохальной дате и старался внести свою лепту в огромную работу по систематизации фотодокументов и оформлению стендов. Были созданы школьный музей, документальный фильм «Преодолевая сердцем» и летопись школьной жизни «Лента времени». Ребята подготовили к празднику замечательный концерт, и в день юбилея, порадовали своими талантами родителей, почетных гостей, учителей, ветеранов коррекционной педагогики, стратегических партнеров. Все они пришли, чтобы поздравить школу со славной датой, символизирующей достижения и прочность гуманной педагогики.
— Наша школа-интернат достойно выполняет свои задачи: всестороннее, гармоническое развитие личности, формирование гражданской позиции, активное, творческое включение в жизнь общества, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Нина Ряхова. — Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к образованию, воспитанию и развитию ребенка.
Особая творческая атмосфера, царящая в школе, сформировалась благодаря коллективу талантливых, инициативных, заботливых и преданных своему делу педагогов, которые эффективно решают поставленные задачи. Они с успехом осваивают новые программы обучения и воспитания, внедряют современные методы работы, инновационные технологии. Выпускники девятилетней школы продолжают образование в учреждениях НПО И СПО, а затем становятся студентами вузов. Они выходят из школы социализированными людьми, с сильными личностными установками. И на юбилей школы пришло много выпускников, которые могут гордиться своими успехами в жизни.
Условия для развития
«Наши дети получают качественное образование, но для успешной адаптации принципиальное значение имеет среда, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Малютина. — У нас создана домашняя атмосфера, ребята окружены заботой и вниманием, они знают, что мы их любим, а любовь к ребенку – мощнейший образовательный ресурс. Педагогическая задача направлена на создание ситуации успеха».
Юбилейный для школы год совпал с великой для всей страны даты с празднованием 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне, и дети с огромной ответственностью отнеслись к подготовке великого праздника. Они создали памятный альбом «История войны в судьбе моей семьи», где собраны подлинные экспонаты военного времени. Патриотическое воспитание «красной нитью» проходит через все образование, через общественные акции, через заботу о ветеранах войны. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывают партнеры – региональная общественная организация десантников «Берет».
«Моя дочь учится здесь пятый год, и сейчас я могу с уверенностью сказать, что это — школа нашей мечты. Я вижу прогресс в развитии ребенка, я вижу потрясающих педагогов, которые открывают потенциал детей и дают им шанс жить полной жизнью», — делится родительница Татьяна Гурова.
Даже беглый охват деятельности показывает, что коррекционная школа достойно выполняет свои задачи, не уступая общеобразовательным учреждениям. Разница в том, что у ребят особый режим развития, индивидуальная траектория, которая строится с учетом их здоровья, а сопровождение детей опирается на уникальных учителей — мастеров своего дела. «Преодоление» несет глобальный смысл, который нужен всему обществу, чтобы перейти к пониманию мира, богатство и ценность которого — в разности и многообразии человеческого потенциала. Этому учит история школы.
Сергей Шабаев, директор ГБС(К)ОУ «Преодоление»:
-В обществе порой бытует предвзятое отношение к людям с ОВЗ, но педагоги школы своим опытом ломают устаревшие шаблоны, на практике доказывая эффективность коррекционной педагогики. И когда родители понимают, что школа реально оказывает помощь ребенку, у них происходит трансформация сознания. Они видят, что здесь создана среда, где исключены обидные слова и психологические травмы в отношении ребенка. Специалисты – логопед, психолог, дефектолог – сопровождают ребенка в образовательном процессе, наблюдение за его развитием осуществляется в постоянном режиме. Наши родители-партнеры живут согласно нашей идеологии, вместе мы получаем положительный результат.
Татьяна Малютина, заместитель директора по воспитательной работе:
-На сегодняшний день в школе-интернате «Преодоление» сложилась система работы по социальному партнёрству, способствующая созданию для учащихся «социальной ситуации развития». Мы ищем возможности для привлечения социальных партнеров, обладающих ресурсами для организации совместной деятельности школы-интерната как ресурсного центра. Со многими из них существуют давние партнёрские отношения, строящиеся на договорной основе. Мы благодарны партнерам, которые оказывают поддержку школе. Особые слова хочу сказать Самарской кабельной компании (руководитель Дмитрий Васильевич Вдовкин), которая ежегодно 1 сентября дарит каждому первокласснику портфель с полным набором принадлежностей для учебы. Этот первый жест теплого участия особенно важен, потому что дети настраиваются на доброе к ним отношение. А далее идет накопление теплоты, которой пронизана вся школа. Они «оттаивают», перестают бояться себя и начинают уверенно шагать по жизни.
Это определяет свои особенности образовательной, воспитательной и административно-хозяйственной деятельности учреждения. Уютные спальни, игровые залы, учебные и коррекционные кабинеты, оборудованные по новейшим технологиям, тщательно подобранная мебель и инвентарь, современные столовая и прачечная, тренажёрный и спортивный залы, просторные спортплощадки на территории – во всём этом чувствуется внимание, труд и забота руководителя и коллектива школы-интерната о своих воспитанниках.