Педагоги детсада №201 стараются пробудить интерес к чтению необычными способами
Приобщение малыша к книге – дело кропотливое, трудное, и результаты видны не тотчас. Но эта работа крайне важна и стоит того, чтобы ей заниматься. Это отчетливо понимают в детском саду №201 города Самары и делают акцент на формировании у дошкольников потребности в чтении, а у тех, кто еще не умеет читать, – в восприятии художественной литературы.
Светлана ИШИНА
Говоря о занятиях с детьми, воспитатели цитируют выдающегося ученого-психолога Л.С. Выгодского, он утверждал: чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей человека.
«Я часто задаю взрослым людям один и тот же вопрос: любят ли ваши дети книги? Любят ли слушать, как им читают? – говорит воспитатель Елена Зублевская. – И эти вопросы часто ставят родителей в тупик: как правило, они очень мало читают, и сами, и детям. И это общая тенденция. В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге. Что выберет современный ребенок – послушать сказку или посмотреть мультик? Большинство из нас ответит: мультик».
Педагоги начали с создания предметно-развивающей среды: красочно оформили книжный уголок, причем так, чтобы его содержание можно было менять в зависимости от времени года, месяца или даже недели. Литературу разделили по жанрам (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги), по типу (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-вырубки, книжки панорамы). Выделили «Полочки умных книг» и другие разделы, сами названия которых интригуют.
В прошедшем сентябре, в детском саду реализовали уникальный проект «Откуда пришла книга»: в его рамках провели смотр-конкурс, где дети… изготавливали книги своими руками! Вместе с родителями мастерили поделки, разрисовывали страницы будущих книг, склеивали книжки-раскладушки. Настоящие мастера!
Кроме того, в течение всего года ребята получают творческие задания на дом. В сентябре, например, был объявлен конкурс поделок «Осенняя сказка». Дети вспоминали сказки и вместе с воспитателями мастерили фигурки литературных персонажей – из палочек, листочков, камушков, другого природного материала.
На конкурсы ребята не только представляют собственные работы, но и оценивают творчество других, а параллельно – вспоминают содержание прочитанных книжек.
Сделанные своими руками фигурки персонажей книг домой никто не забирает – они остаются в детсаду служить свою «литературную службу»: их используют на занятиях с другими детьми, в других группах.
Кроме таких «мастеровых» занятий в 201-м садике практикуют пятиминутки «Что нам читали?». Два-три раза в неделю во время утренней беседы воспитателей с детьми один-два ребенка рассказывают о том, что им вчера читали дома, понравилась ли книга и почему.
Удивительно, но даже огород на подоконнике, который ребята выращивают вместе с воспитателями, тоже «настроен» на книжный лад! Его оформили, дополнив персонажами книг.
Вот такой необычный, креативный, как сегодня говорят, подход освоили педагоги этого образовательного учреждения.
Есть у сотрудников этого детского сада и еще одно направление, которое очень важно в учебно-воспитательной работе, – экскурсии. Их любят, как правило, все дети без исключения, ведь это коллективное наблюдение, познание нового. Старший воспитатель Светлана Марисова называет их основным принципом непосредственного изучения предметов и явлений природы. Знания, полученные на экскурсиях, затем расширяются и обобщаются на занятиях, в играх. Дети чувствуют единство с природой, начинают осознавать ответственность за нее – это очень важно.
Галина Курбанова, заведующий МБДОУ детский сад №201:
– Педагогический коллектив у нас очень инициативный. Педагоги постоянно повышают свою квалификацию – и на курсах, и путем самообразования. Это способствует стабильному росту профессиональной компетентности, что очень важно в современных условиях.