Новая власть должна возродить лучшие традиции Самары
Выборы в районные советы депутатов стали финальным этапом масштабной реформы местного самоуправления, инициированной губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным. Итоги выборов «Первому» прокомментировал президент Самарского государственного аэрокосмического университета Виктор Сойфер.
Алевтина Лукьянова, Олег ДАВЫДОВ (фото)
– Среди городов, где проходили выборы, Самара показала лучший результат по явке. Тем не менее, она ведь не высока – 32%. Как вы это оцениваете?
— Она больше, чем в других городах и это уже определенный прогресс. Следующими у нас будут выборы в Самарскую губернскую думу. На мой взгляд, активность, безусловно, возрастет, поскольку ожидается большое обновление депутатского корпуса. По крайней мере, губернатор об этом говорит, да и в самой думе –
тоже. Дальше ожидаются выборы уже в Государственную думу. Конечно, обидно, что Самарское представительство там сегодня насчитывает всего восемь депутатов. Наше представительство там значительно ниже по сравнению с регионами с меньшей численностью населения, но с большей политической активностью. Ведь ни для кого не секрет, что давно уже идет борьба между регионами за бюджеты. А у нас люди просто перестали ходить на выборы, выражая таким образом политическую апатию. Но это приводит к тому, что при распределении бюджетов на федеральном уровне интересы Самарской области лоббировать некому. У нас фактически один-единственный лоббист только и есть – наш губернатор. А ведь ему помогать надо в этом благом деле – привлечения в губернию средств по линии различных федеральных программ. Для этого нам нужен больший процент явки на выборах, так как именно от этого показателя в конечном счете зависит величина нашего представительства в главном законодательном органе страны, а значит, и лоббистские возможности. Во всяком случае, у меня появилась надежда на то, что ситуация наконец-то изменится к лучшему.
– Насколько удачно, по-вашему, стартовала реформа МСУ в Самарской области?
– В чем я вижу положительный эффект и самой реформы, и прошедших выборов –
280 человек пришли в сферу управления городским хозяйством. Появились новые лица, много довольно молодых людей. В последнее время мы испытываем дефицит элиты. Посмотрите, в Государственной думе нас представляют четверо не коренных самарцев, их можно назвать рекрутами, которым мы доверили представлять интересы региона. Значит, своих достойных не нашлось. Пожалуй, за последние два десятилетия из наиболее заметных на федеральном уровне фигур, кроме губернатора Константина Титова, был Олег Сысуев, который сначала стал вице-премьером, а потом работал в администрации президента РФ. В советское время ситуация была совсем другой: два министра здравоохранения страны Вячеслав Иванович Калинин и Игорь Николаевич Денисов – выпускники Куйбышевского медицинского института, Виталий Иванович Воротников, выпускник Куйбышевского авиационного института – председатель Совета министров РСФСР. Но все это в прошлом, Самара давно не делегировала своих посланников в высшие органы власти. Так что если выстроить эту линию, о которой мы сейчас говорим, появляется надежда, что у Самары станет больше узнаваемых в столице людей, больше лоббистов, а значит, легче будет решать многие задачи, связанные с нашей жизнью. Так что я эту реформу поддерживаю. Не случайно губернатор первые обсуждения ее начал именно в Общественной палате осенью прошлого года. И мы его тогда первыми поддержали. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас на выборах всех уровней явка была такая же, как на выборах губернатора, но, к сожалению, народ, видимо, еще не осознал всю важность этого.
– На ваш взгляд, что еще необходимо сделать по систематизации структуры власти в регионе? Как вы оцениваете новый механизм с точки зрения его эффективности?
– Эффективность можно будет оценить, когда механизм заработает. Мы уже избрали главу города. Но еще очень многое предстоит сделать. Благо, у созданных или, я бы даже сказал, возрожденных райсоветов появятся собственные бюджеты, которые они смогут расходовать в интересах своих районов. Посмотрим, как это будет у них получаться. Одна из задач, которая стоит перед этими новыми муниципальными образованиями, – приблизить людей к пониманию того, как власть осуществляет свои решения и в какой-то мере дать возможность влиять на эти решения.
– Как вы думаете, для рядового гражданина что изменится?
– Ставилась задача, чтобы рядовой гражданин мог в буквальном смысле дотянуться рукой до власти. Сейчас обычный человек не может достучаться ни до какого начальника. Он стоит в очередях, пишет свои слезницы и получает формальные ответы. Первое, что нужно сделать власти – услышать голос одного человека с его проблемой, как это и должно быть в гражданском обществе. Сейчас его никто не слышит. Пишут президенту – все и по любому поводу. Кстати, как позитивный момент могу отметить, что с приходом Николая Ивановича и с его активностью в общении с людьми, количество писем в Москву сократилось в разы. Зато, правда, к губернатору повысилось. Это означает, что люди увидели то звено управления, куда можно обращаться и где можно получить ответ, пусть не всегда положительный, но, по крайней мере, внятный. А вот когда снизится нагрузка на губернатора и возрастет на глав администраций районов, на общественные советы, тогда можно будет сказать, что система заработала.
– Вы в это верите?
– Надеюсь, по крайней мере. Потому что все-таки пришли свежие люди. С некоторыми из них я успел познакомиться. Они на самом деле хотят что-то изменить. Время, конечно, сейчас не очень хорошее в смысле финансов. Экономическая ситуация тяжелая. Поэтому трудно людей сразу вот так порадовать, но, повторюсь, надежда есть.
В преддверии чемпионата мира в Самаре стали создавать красивые туристические маршруты. Но иногда я хожу туда, где родился – в район Хлебной площади – картина удручающая. По-моему, семьдесят лет там никто ничего и не делал – ни дороги, ни фасады, ни кровлю, даже те же бабушки, кажется, сидят, только это бывшие мои знакомые девушки. У нас есть серьезная проблема –
крайняя неоднородность города. Есть прекрасные нарядные места, за ними следят, а есть места абсолютно забытые Богом. Но ведь там тоже люди живут. Поэтому, думаю, одна из первых задач районных советов – бороться за одинаковые условия жизни и для тех, кто живет на улице Молодогвардейской возле Белого дома, и в Запанском. Город должен стать более однородным, у нас и так огромное расслоение по доходам людей. Я вот недавно общался с настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Тольятти отцом Николаем, у них при храме раздают нуждающимся хлеб.
Так вот, в последнее время хлеба постоянно не хватает, все больше и больше людей к ним приходят за этой буханкой. Это очень тревожно.
Повышение ответственности и рост самосознания в отстаивании прав своего района, микрорайона, дома, в отстаивании бюджета своего района – тоже важная задача. Власть не должна произвольно тратить бюджетные деньги, ведь это деньги жителей, которые они отдали на общественные нужды, а значит, с ними нужно советоваться. Это и есть гражданское общество, когда люди знают, что их мнение будет учитываться при принятии решений.
– Что, по вашему мнению, должно быть изменено в Самаре в ближайшие десять лет?
– Надеюсь, в ближайшие десять лет прекратятся транспортные коллапсы, будет решена проблема дорог. Она есть в любом мегаполисе, но у нас носит просто катастрофический характер, потому что годами не решалась. Второе – нужно привести в порядок дворы. Самара для меня – прежде всего дворы, в которых мы в детстве проводили львиную долю своего времени. Как-то нужно это вернуть, возродить традиции. Конечно, в нынешних условиях, учитывая вопросы безопасности, детей одних на улицу отпускать страшновато. Проблема безопасности тоже остро стоит в Самаре. Еще одна проблема – у нас исчезли клубы, людям негде собраться даже для того, чтобы обсудить проблемы своего дома. Человек не чувствует себя участником общего процесса – власть сама по себе, люди сами по себе. И пока это не изменится, серьезных изменений в лучшую сторону в нашей жизни не произойдет.
– Какие шаги предприняты губернатором, чтобы наш город стал конкурентоспособным и привлекательным?
– Прежде всего, конечно, чемпионат мира по футболу. Город попал в категорию заметных городов России, а то мы уж совсем было утратили свои позиции. Самару все чаще стали путать с Саратовом. Сейчас уже не спутаешь. СГАУ участвует в федеральной программе повышения конкурентоспособности ТОП-15, на его базе создается объединенный университет. Это – визитка региона и огромный кадровый и инновационный потенциал. Приводят в порядок дороги, появился достойный аэропорт – воздушные ворота региона, раньше было просто неудобно перед гостями. Первая очередь набережной вслед за второй приведена в порядок, есть планы по продлению набережных. В Самаре активная культурная жизнь – музейная, театральная, концертная, выставочная. У нас хорошие культурные традиции, но они во многом были утеряны, а сейчас снова всегда есть что посмотреть. К сожалению, классическая музыкальная жизнь у нас не очень интересная. Раньше к нам больше солистов ездило.
– Это тоже зависит от губернатора?
– Это зависит от министерства культуры. Светлана Петровна Хумарьян сама летала на переговоры с известными солистами, чтобы пригласить их в Самару. Добрым словом надо вспомнить нашего почетного гражданина. Это был уникальный министр культуры – человек, который очень много сделал и продолжает делать для Самары. Все говорили, Самара – музыкальный город, культурная столица Поволжья. К нам часто приезжали Мстислав Ростропович, Родион Щедрин и Майя Плисецкая, ставились мировые премьеры. Это надо возрождать, в этом плане очень много потеряно. Еще я бы хотел, чтобы через десять лет увеличилось количество водного транспорта и возродилась его инфраструктура. Как здорово, когда можно в удобное тебе время сесть на кораблик где-нибудь на Первомайской или в Речном порту и доплыть по Волге до Подгор, до Студеного оврага. Сейчас левый берег Волги вдоль всей Самары вопреки всем законам фактически приватизирован. Я, конечно, понимаю, что все, о чем я говорю, затратно. Но ведь это касается имиджа нашего города, его лица. И, главное, это улучшает среду обитания и качество жизни жителей моего любимого города. По-моему, стоит оказать этому направлению бюджетную поддержку. Хотелось бы, чтобы Волга летом не только крутыми катерами была заполнена.
— Возвращаясь к итогам выборов, что бы вы хотели особо отметить?
— Хочу отметить, что во время выборов серьезных нарушений не было. А вот во время предвыборной кампании было очень много негативных моментов. Ясно, что у губернатора сформировалась оппозиция, которая, однако, пока скрывает свое лицо. Шло очень много негатива от блогеров, целенаправленных выпадов лично против губернатора, в принципе против нового механизма формирования власти. Ясно, что этот механизм многоступенчатый, и теперь вряд ли будет возможно так запросто за деньги купить себе место в представительном органе. Я всегда был и остаюсь сторонником открытой борьбы, борьбы мнений, а не подковерной возни. Должна быть здоровая оппозиция, это необходимо любому цивилизованному обществу. И то, что такой оппозиции, рождающей конструктивные предложения для власти, пока нет, нам очень мешает.