В школу – с радостью!

25 октября 2015

Лауреат конкурса «100 лучших школ России» самарская средняя школа №16 идёт в ногу со временем, являясь инновационным современным образовательным учреждением

Те, кто хотя бы раз побывал в стенах самарской средней школы №16, что на Ново-Садовой, 26а, сразу замечают её необычную атмосферу: здесь царит особый дух – творчества, доброжелательности, открытости, радости жизни. Это за стенами – проблемы, кризис и прочие реалии дня, а здесь… Даже трудно сразу выделить что-то самое главное, что незримо притягивает к себе с первых минут пребывания в школе. Наверное, это то доверие, которое лежит в основе взаимоотношений между детьми и взрослыми. И, конечно, любовь – педагогов к своему делу, детей – к учёбе.

 

Светлана ИШИНА

 

Лидия Лукоянова, директор МБОУ СОШ №16 г. Самара

Лидия Лукоянова, директор МБОУ СОШ №16 г. Самара

«Это было моё самое большое желание, моё и нашего педагогического коллектива, – сделать школу «школой радости», и это желание воплощается в жизнь: у нас есть программа, которая так и называется – «Школа радости», в ней определены все направления работы, – говорит директор школы Лидия Лукоянова. – Ведь главное в школе что? Не только получение качественных знаний, хотя это очень важно. Главное – чтобы ребёнку здесь было хорошо, чтобы было интересно, ноги сами сюда шли. И чтобы после окончания школы он вспоминал эти годы как лучшие в своей жизни, которые дали ему очень много».

Для того, чтобы это «много» появилось, педагоги школы делают то, о чём многие дети (а уж родители – тем более!) сочли бы воплощением своей мечты: они увлекают ребят, заинтересовывают их массой интересных вещей, создают почву для развития каких только можно талантов. Думаете, утопия? Отнюдь.

 

Три силы, побуждающие учиться

Лидия Геннадьевна убеждена: сегодня сама жизнь требует от школы подготовки выпускника гибкого, коммуникабельного, способного адаптироваться к меняющимся условиям (поэтому и задача школы изменилась – сейчас важно создать ребятам условия для творческой самореализации). Цитирует замечательного советского публициста, теоретика педагогики Симона Соловейчика: «Три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником двигает сила послушания, подростком – сила интереса, старшим – сила цели». Как точно подмечено! Все знают, с каким энтузиазмом новоиспеченные школяры отправляются в первый класс, в путь к знаниям, и как скоро, увы, тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели.

Самое страшное, по мнению Л.Г. Лукояновой, – это потеря интереса к учебе, удержать его можно только одним способом – сделать упор на развитие творческого мышления. Чем, собственно, в 16-й школе, и занимаются.

Здесь огромное количество направлений: развивайся – не хочу. Даже (и тем более) для тех детей, кому учёба даётся трудно. Ведь не только в учёбе, но и в других видах деятельности ребёнок может проявить себя – в художественном творчестве (музыке, рисовании, танце), в науке (краеведческой, музейной работе), в спорте.

Формат статьи требует назвать официальные статусы образовательного учреждения. В «паспорте инновации современной школы №16» значатся: с 2010 года – экспериментальная площадка Минобрнауки Самарской области по апробации механизмов внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий ФГОС (федеральных образовательных стандартов); опорная муниципальная площадка по применению краеведческого материала (проект «Самароведение»); площадка по проведению районного тура предметной олимпиады среди младших школьников; участник международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»; городская площадка по внедрению инновационных технологий и многое другое.

За этими формулировками – колоссальный труд учителей и самих учеников. Но труд, который не в тягость, а в радость. Разве не мечта?

Начальная школа шестой год работает по федеральным государственным образовательным стандартам. Кабинеты оснащены новейшим оборудованием и компьютерами, что позволяет проводить уроки творческие, используя интерактивную доску, микроскопы, системы PROClass и PROLog (контроль и мониторинг качества знаний). На базе школы проходят городские семинары по работе в системе ФГОС, для учителей города проводятся курсы по работе с этим для кого-то пока ещё диковинным оборудованием.

По словам директора, само время требует внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из таких форм является хорошо организованная и систематизированная самостоятельная исследовательская работа учащихся во внеурочное время. В современных условиях, поясняет Лидия Геннадьевна, значение термина «исследовательская деятельность» приобретает несколько иное значение: на первый план выходит создание условий для увлечения учащихся интеллектуальной исследовательской деятельностью. А исследовательская деятельность – это не что иное, как путь к тому, чтобы подросток смог самостоятельно испытать, испробовать, выявить хотя бы некоторые из своих дарований.

Школа 16 общаяШкола поэтов

Год литературы, который уже вот-вот подойдёт к концу, должен длиться всю жизнь – так считают в 16-й школе. И не поспоришь! «Молодёжь у нас хорошая, но малочитающая, это объективный факт, – продолжает Лидия Геннадьевна. – И поэтому нужно было найти какую-то форму, чтобы побудить школьников к чтению». Нашли – литературные гостиные. Дети (разных возрастов) собираются вместе и читают стихи – любимых поэтов и свои собственные. Без пафоса – просто читают, вслушиваются, вдумываются в содержание. С ними вместе читают свои стихи взрослые (на эти вечера приглашают известных людей – писателей, художников, представителей власти, депутатов, и те с удовольствием приходят). В 16-й школе очень много литературно одарённых детей (хотя специально их никто сюда не отбирал). И очень много учителей, которые пишут стихи (в том числе и директор школы). Но на самом деле удивительно не то, что люди пишут стихи, а то, что, собираясь на таких вечерах, они на равных, не стесняясь друг друга, читают свои сочинения, даже самые сокровенные. Вот такая степень доверия друг к другу. Иногда, говорит директор, кто-нибудь подойдёт на перемене: «Лидия Геннадьевна, у меня новое родилось, я вам прочту?»

Школа уже издала два сборника своих стихов, сейчас готовят к изданию третий.

Уже второй год в начале июня в школе открывается молодежный краеведческий лагерь имени Михаила Дмитриевича Челышова, известного государственного и общественного деятеля не только Самары – всей России, и сборник стихов, говорит директор, во многом – плод этого уникального мероприятия. Из многих школ города сюда, в 16-ю, съезжаются талантливые ребята – и за несколько дней становятся настоящей интеллектуальной командой (причём до лагеря они даже не были знакомы).В этой команде и взрослые тоже – учитель литературы М.В. Захарова, учитель истории И.С. Петров – удивительные педагоги, помогающие детям творчески думать, находить нестандартные решения. А что касается сборника стихов – они интересны читателям и очень важны самим авторам, ведь это первые публикации, они останутся в домашних архивах на всю жизнь…

«В середине октябрямы с ребятами ездили в Санкт-Петербург на международный проект «Вера. Надежда. Любовь», – продолжает Лидия Геннадьевна, – там презентовали один из своих сборников, стихи читали и дети, и педагоги. Когда мероприятие закончилось и мы вышли изДворца Великого князя Владимира Александровича (красивейшее здание, рядом с Зимним дворцом на набережной Невы, в нём располагается Дом учёных), ребята были на таком духовном подъёме, что… продолжили читать стихи. Дарья Кирсанова так ярко, так глубоко прочла Есенина, что я не удержалась: «Даша, двухтомник поэта – за мной!». Это были часы настоящего духовного единения».

Школа 16_IMG_1894

Средь шумного бала…

…В той поездке, о которой рассказывает директор, были 40 человек – лучшие ученики школы. Поехали туда на настоящий бал – сейчас в России возрождается бальное движение, учащиеся 16-й школы в этом деле «мастера»: в прошлом году они участвовали сразу в двух самарских балах – губернском в отеле «Ренессанс» и городском в музее Алабина (к Новому году готовят свой собственный школьный бал, куда приглашены и учителя, и родители, но не как зрители, а как участники – все будут танцевать, для всех обязательное условие – бальные платья, смокинги, всё как положено)

 

Вернувшись из Петербурга, школьники попали с корабля на бал, вернее наоборот – с бала на «корабль краеведческих знаний»: 22 октября в школе прошли очередные «Челышовские чтения». 16-я школа является площадкой этого муниципального интеллектуально-творческого проекта:ежегодно на чтения съезжаются лучшие юные краеведы – учащихся школ и лицеев города. Но «юные» – исключительно по возрасту. Если послушать доклады, с которыми выступают ребята, сомнений не будет: перед тобой настоящие исследователи и кроме того – люди, искренне любящие свой город, людей, которые в нём жили и живут, трудятся, приумножая славу родного края. Если у вас будет возможность когда-нибудь побывать на этих чтениях – используйте её, удовольствие получите непременно.

Кстати сказать, молодежный краеведческий лагерь, о котором говорила Лидия Геннадьевна, носит имя М.Д. Челышова, а работа лагеря является практической частью проекта «Челышовские чтения» – всё взаимосвязано.

В этом году в рамках проекта работали четыре секции, одна из которых посвящена созданию школьного виртуального музея. Идея настолько инновационная, не имеющая аналогов в регионе (а может, и в стране?), что о ней стоит рассказать особо.

 

Виртуальный музей: шоколадная душа России

Есть в Самаре такая женщина – Елена Васильевна Шпакова. Людям старшего поколения это имя хорошо известно, она основатель и первый директор Куйбышевской шоколадной фабрики «Россия». Герой социалистического труда, почётный гражданин Самары, в этом году ей исполнилось уже 90 лет. Задумав создать виртуальный музей (цель – развитие познавательной самостоятельности учащихся), ребята стали искать выдающихся людей Куйбышева – Самары, и выбор пал на Елену Васильевну Шпакову. Она была тронута до слёз, встретилась с ребятами, рассказала о том, как создавалась фабрика, ответила на их вопросы.

Так родился проект «Шоколадная душа». Совет старшеклассников вместе с учителями распределил участников проекта по группам: историки, журналисты, веб-мастера. Историки ходили в Российский государственный архив научно-технической документации, где работали с архивными документами (к примеру, нашли протокол заседания дегустационного совета фабрики, а также техническую документацию с описанием процесса производства шоколада; подбирали информацию о кондитерской и шоколадной фабриках Куйбышева). Журналисты писали интервью, которое им дала Елена Васильевна, обрабатывали информацию, найденную историками, подготавливали тексты для сайта. Веб-мастера работали с материалами, найденными в интернете (в том числе с фильмами Куйбышевской киностудии), занимались поиском интересных фактов из истории фабрики и даже… поиском фантиков от шоколадных конфет того времени!

Первый блин не стал комом – проект «Шоколадная душа» вышел в свет и понравился всем его участникам, их друзьям и родителям.

По словам старшеклассников, проект по созданию виртуального музея еще не завершен, но уже выбраны герои для следующих «залов» школьного интернет-музея. Это первый директор завода «Металлург» Павел Петрович Мочалов, губернатор Константин Карлович Грот и многие другие (Ощепков, Монастырский). Подростки уверены в успехе проекта: он долгосрочный, будет передаваться из поколения в поколение. «Так как для развития познавательной самостоятельности учащихся необходима систематическая работа», – добавляет директор.

…В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всём, чем живёт школа №16, да это и не нужно. Главное – что тут есть то, что составляет основу жизни ребёнка – его любят, ему в школе рады, в нём видят соратника и единомышленника, помогают развить способности, которые у него, несомненно, есть от природы.

«Мы растим всесторонне развитую личность. Не декларируем, а именно растим, – с гордостью говорит директор. – Сколько сейчас стоит сходить на выставку в музей, причём всей семьёй? Немало. Не у всех в семейном бюджете есть на это средства. У себя в школе мы отдали четвёртый этаж под картинную галерею – там выставлены репродукции картин русских художников, работают «музей одной картины», англоязычная выставка. Экскурсоводы – сами дети, старшеклассники. Они рассказывают о художниках, о картинах – это бесценное завоевание, как я говорю, дорогое удовольствие, но очень нужное».

Кроме того, на базе школы работают музыкальная школа, школа искусств, дети имеют возможность получать знания в самых разных направлениях художественного творчества. Работают многочисленные кружки, в каждом классе есть свой театр, руководит этим направлением изумительно талантливый педагог М.В. Рудина. Осваивая театральное искусство, дети становятся раскрепощённее, тренируют память, не стесняются публичных выступлений – это дорогого стоит! Недавно купили электронное пианино – специально для музыкальных гостиных, слушают и исполняют классику – Баха, Моцарта, Чайковского.

И ещё об одном завоевании нельзя не упомянуть. Лидия Геннадьевна рассказала, как несколько лет назад в школе создали вокально-инструментальный ансамбль, который стал изучать и исполнять песни «Битлз» – и в ВИА потянулись мальчишки, которых ничем другим было не увлечь… Директор школы убеждена: если ребёнок не слишком успешен в учёбе (а такое часто бывает, не всем же быть успешными), то он теряет интерес к школе и идёт на улицу, где большой риск примкнуть к тем, кого, грубо говоря, тянет на хулиганские «подвиги». Но есть другой путь – раскрыть талант такого ученика. Не в учёбе – в чём-то ещё. Это не просто красивая фраза – дети действительно талантливы, все без исключения.

Вот такой подход к ученикам в 16-й самарской школе. Стоит ли удивляться, что дети приходят сюда с радостью, а на всероссийском конкурсе общеобразовательных школ 16-я школа победила в номинации «Лучшая инновационная школа России».

В заключение несколько цифр. В прошедшем учебном году был один выпускной класс, в нём 50% детей получили аттестаты с пятёрками и четвёрками и пять человек – стали золотыми медалистами. Ничего сверхъестественного. Обычная самарская школа…

Обсуждение закрыто.