Агрофраншиза – метод повышения эффективности сельского хозяйства
Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) была создана в 1997 году лидерами российского франчайзингового сообщества. В 2011 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме франчайзинг был выделен как приоритетное направление в государственной политике по содействию бизнесу. На тот период в регионах уже более десяти лет реализуются франзайзинговые проекты. В условиях современных тенденций агрофранчайзинг рассматривается в качестве вариативной модели делового сотрудничества агрокомпаний, диверсификации агробизнеса, повышения его конкурентоспособности в регионах. О том, какие перспективы перед сельхозпроизводителями открывает франчайзинговый подход к ведению бизнеса, рассказывает исполнительный директор РАФ, эксперт по вопросам франчайзинга Юрий Михайличенко.
Людмила МАРТОВА
– Что представляет собой Российская ассоциация франчайзинга и какие базовые цели и задачи определены ее организаторами?
– За восемнадцать лет существования организация подняла популярность франчайзинга на национальный уровень, добилась международного признания, изменила гражданское законодательство в области коммерческой концессии. Целевая реализация Стратегии и Плана развития франчайзинга в России, принятых ассоциацией в 2010 году, позволила достичь показателя ежегодного прироста сетей на 25%. Несмотря на спад в экономике, по итогам 10 месяцев 2015 года рост франчайзинговых сетей составил порядка 15%. Сегодня РАФ является национальной франчайзинговой ассоциацией, членом Международного франчайзингового совета, координационным и информационным центром как для действующих, так и для потенциальных франчайзоров и франчайзи. Ассоциация служит центром популяризации франчайзинга, основным источником информации для СМИ и центром формирования общественного мнения в этой сфере.
– Как вы оцениваете развитие отечественного рынка агрофранчайзинга?
– Российский рынок агрофранчайзинга развит очень слабо, в отличие, например, от рынка индийского. Одиночные франшизы представлены в области кролиководства, выращивания грибов, пчеловодства, производства теплиц, механизации. Этот сектор имеет огромный потенциал развития, учитывая традиционно сильную долю сельского хозяйства и переработки в экономике страны.
– Какой региональный опыт вы бы представили в качестве эффективного? Какие условия нужны, чтобы проект франшизы стал успешным?
– В качестве примера развития регионального франчайзинга я всегда привожу Тюменскую область. Местные предприниматели – одни из первых – поняли преимущество франчайзинга как метода массового развития малого бизнеса, особенно в области потребительского рынка. Сейчас это один из лучших регионов с точки зрения развития франчайзинга. Практически не уступают этому региону Пермский край и Свердловская область. Но, конечно, безус- ловным лидером является Москва. Как следствие – тюменские франшизы уже давно и успешно шагнули за пределы региона, например, сеть недвижимости «Этажи» или магазины «Крепыж». Необходимыми и достаточными условиями для любой франшизы, не только региональной, но и международной, является удачное сочетание: успешной бизнес-модели, инновационной концепции, предлагающей технологию, товар или услугу, наиболее полно удовлетворяющую потребности покупателя, сильного бренда и системы поддержки франчайзи.
– Какова роль государственных институтов в развитии франзайзинговых сетей в регионах России?
– В отношении франчайзинга государственные институты наиболее эффективно работают именно как информационный и организационный ресурс. Франчайзинг сам по себе является очень привлекательным механизмом, но если об этом предприниматель осведомлен. В данном случае региональные администрации выполняют роль организационного и информационного моста между сетевыми компаниями и отдельными субъектами малого и среднего бизнеса. В России в связи со слабым развитием институтов гражданского общества именно региональные администрации способны инициировать информационные кампании по популяризации того или иного социального явления. Например, установки, задаваемые губернатором, охотно реализуются бизнес-элитой региона и лидерами муниципальных образований. Во-первых, у власти есть информационные ресурсы, во-вторых, она является заказчиком большинства региональных мероприятий, на которых и осуществляется контакт между франчайзерами и потенциальными франчайзи.
– Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев говорил о развитии межрегиональных связей и консолидации аграрной отрасли. Насколько тема агрофрачайзинга отвечает государственной политике в условиях существующих вызовов?
– Слова министра сельского хозяйства можно трактовать по-разному. Нам как представителям сетевого бизнеса видится свой путь развития межрегиональных связей – через взаимопроникновение региональных товаров и услуг на территории огромной страны. У каждого региона есть свои товары или услуги, обладающие конкурентоспособностью на внутреннем рынке. Например, «Адыгейский сыр», «Вологодское масло», камчатская рыба, «Алтайский мед» и другие узнаваемые бренды. Франчайзинг позволяет создавать проводящие сети, через которые эти товары или услуги попадают к потребителям других регионов. Международная статистика очень показательна – товарооборот через франчайзинговые сети во всем мире составляет более 40%. Речь идет не только о ритейле, но и о сетях общественного питания, гостиничных франшизах, логистических компаниях и т.п. А вот консолидация аграрной отрасли без франчайзинга возможна только через огосударствление всех предприятий сельского хозяйства. Как показал международный опыт, успешно развиваются страны, имеющие комбинацию различных форм организации бизнеса: от независимых фермеров, частных хозяйств до сетевых агропромышленных комплексов. Именно агрофранчайзинг позволяет объединяться отдельным независимым сельхозпредприятиям под одним сильным брендом для повышения конкурентоспособности. Плюсов здесь очень много: использование отработанных технологий, создание единой закупочной сети, оптимизация затрат при закупках удобрений, химии, топлива, техники, ну и ведение единой ценовой политики. Отдельный фермер более уязвим, чем крупное объединение независимых предпринимателей.
– Открыть бизнес под известным брендом, безусловно, проще и удобней. Насколько такой проект выгоден приобретателю франшизы и как сократить издержки при покупке франшизы?
– Да, именно проще и удобней, а еще и безопасней. Устойчивость франчайзинговых предприятий в первые пять лет в 5-6 раз выше стартапов – около 85%. Но ключевое слово здесь «под известным брендом», который стал известен благодаря критериям успеха, о которых мы говорили ранее. Не все предприниматели способны «креативить» и создавать новые успешные практики – только 5-7%, а остальные 95% способны осуществлять деятельность в качестве франчайзи, создавая бизнес, рабочие места и обеспечивая существование своей семьи. И это гораздо важней (особенно в кризис), чем огромное количество инноваторов, которые постоянно разоряются.
– Как региональная власть может и должна участвовать в развитии таких компаний?
– В свое время Министерство экономики Мексики вывело простую формулу поддержки, используемую уже во всем мире: через специально созданный фонд стало осуществляться содействие региональным компаниям в создании франшизы на базе действующего бизнеса и ее продвижении, субсидирование франчайзи при покупке франшизы и субсидирование пополнения оборотных средств действующих франчайзи. При этом была обеспечена мощная информационная поддержка. Эффект превзошел все ожидания. Региональный франчайзинг «выстрелил», за пять лет увеличив в пять раз количество объектов малого предпринимательства в Мексике. Мексиканские компании уже серьезно потеснили американские на юге США и начали экспансию по всему миру. Мы в России не избалованы такой поддержкой, но хотя бы информационную работу должен проводить каждый регион. У предпринимателя тогда появится выбор: начать дело с нуля – это 5-7%, или купить франшизу – это 85% устойчивости бизнеса.
– Чем конкретно может помочь ассоциация рядовому сельхозтоваропроизводителю? Предполагается ли кредитование компаний – участниц франшизы? Если да, то на каких условиях?
– Мы можем помочь из успешной практики сделать франшизу. Есть ряд условий для сельхозпроизводителя, но они выполнимы. К сожалению, мы не занимаемся кредитованием, а партнерские программы с банками сейчас уже не работают. Например, в 2015 году «Бизнес Старт» Сбербанка прекратил существование. Кроме того, мне не очень нравится слово «рядовой предприниматель». В России любой предприниматель уникален и заслуживает как минимум награды. Наша ассоциация со своей стороны готова обучать, оказывать консультации и осуществлять поддержку, чтобы в стране агрофранчайзинг стал массовым явлением.
– Как выглядит отраслевая структура рынка с точки зрения франчайзинга? Какие направления наиболее востребованы и какие франчайзинговые модели рассматриваются на перспективу?
– Недавно на предпринимательском форуме ШОС и БРИКС в Уфе я озвучивал примерные цифры распределения франчайзинга по отраслям: 43% – ритейл, 28% –
общественное питание, 11% – услуги, 10% – здоровье, красота и медицина, остальные 8% делят образование, B2B сервис, транспорт, строительство и т.п. Самыми быстрорастущими отраслями являются образование, особенно дошкольное, спорт, сервис. За рубежом все названные сектора имеют примерно одинаковое развитие.
– Какие факторы тормозят развитие франчайзинга?
– Во-первых, отсутствие всеобщего знания о франчайзинге и моды на него. В Бразилии, имеющей на порядок более развитый сектор торговли и услуг, франчайзинг является практически безальтернативным вариантом в карьере. Потом, после приобретения опыта, предприниматель может запустить уже свой независимый бизнес или свою франшизу.
Во-вторых, отсутствие кадров. Боюсь, что при нынешнем положении дел, через два-три года продавать франшизы будет некому: у нас в стране мало предпринимателей. Нужно формировать франчайзи из молодежи и обеспечивать утилизацию освободившихся кадров из корпораций и государственного сектора.
В-третьих, отсутствие ресурсов. В стране есть деньги, но нет капитала – кредиты очень дорогие. Нужно агитировать частных инвесторов на создание кредитных кооперативов и трастов, кредитовать и финансово помогать родственникам. Они могут стать тем инвестиционным механизмом в стране, который обеспечит запуск внутреннего рынка. На банки надежда слабая.
В-четвертых, слабая обеспеченность доступной коммерческой недвижимостью. Ключевое слово – доступной. Я надеюсь, что кризис немного подправит этот рынок, девелоперы перестанут строить за валюту дорогие торговые центры и предлагать абсолютно неподъемные по стоимости аренды. Сейчас нужны простые формы инфраструктуры, широко распространенные во всем мире.
В-пятых, низкая покупательская активность. С уходом кризисных явлений этот барьер уйдет, а в кризис нужно стимулировать покупательский спрос. Есть ряд механизмов для этого, ведь экономические кризисы случаются регулярно в разных странах мира.
– Каким образом франшиза может сгладить негативный эффект от экономического кризиса?
– Приведу некоторые цифры. В соответствии с исследованиями мирового совета по франчайзингу, вклад франчайзинговых компаний в ВВП таких стран, как Франция и Германия в 2014 году составили 300 млрд и 78 млрд долларов соответственно, а в США – 899 млрд долларов. Сопоставляя отечественный рынок с рынками Бразилии, Китая, Кореи, Мексики, а также существующей динамикой развития франчайзинга в России, можно сделать прогноз, что к 2025 году вклад франчайзинговых компаний в ВВП России может составлять около триллиона рублей, число концепций – более 2500, точек продаж – более 400 000, число занятых и самозанятых – около 4 млн человек, а доля национальных концепций достигнет 80%. Это абсолютно достижимые результаты, и мой пятилетний опыт руководства ассоциацией подсказывает, что при поддержке государства это вполне обоснованный, а не просто оптимистичный прогноз.
– Многие считают, что агрофраншиза может стать альтернативой потребительской сельхозкооперации. Так ли это?
– Это несколько разные явления, хотя иногда связанные. Франчайзинг опирается на сильный бренд и сетевую организацию бизнеса, а сельхозкооперация – на форму осуществления коллективной хозяйственной деятельности в рамках одной территории. Но франчайзинг может стать стержнем, вокруг которого объединяются различные сельхозкооперативы, к примеру, производители меда. Тогда сеть предоставит технологию, оборудование, бренд и логистику, то есть свяжет различные сельхозпредприятия в одну систему и позволит выступать в роли единого дистрибьютора.
– Как вы оцениваете Самарскую область с точки зрения применения франчайзинга для развития местных компаний?
– Важно не как оценивать, а что делать, чтобы потенциально сильный регион превратился в рай для франчайзинга. Мы ведь говорим прежде всего о развитии местных брендов, их экспансии за пределы региона, о насыщении внутреннего рынка услуг и товаров, создании комфортной среды проживания и туризма. Без активности всех участников от предпринимателей до администрации региона и муниципалитетов серьезных успехов достичь сложно. Вы можете представить потенциальный объем рынка в самарском регионе, сравнив со схожим штатом в Бразилии, где франчайзинг дает до 15% регионального продукта. Пока дело с франчайзингом в области выглядит не очень привлекательно.
– Почему, на ваш взгляд, аграрии не слишком активно включаются в проекты? Дело в ментальности аграриев или в существующих рисках?
– Ментальность аграриев не отличается от ментальности других предпринимателей – это одни и те же люди. Просто традиционно в России этот метод был приоритетен в области ритейла и общепита, и до сельского хозяйства не дошли руки. Нужны успешные практики – тогда их подхватят другие, франчайзинг станет модным и актуальным трендом. Нужно учиться у других стран, у той же Индии. Основой успеха может стать мощная пропагандистская компания. Наша ассоциация одна такой масштабный проект не потянет – нужна помощь администрации, общественных организаций, самих компаний. Одного «одобрительного взгляда» не достаточно – необходимо работать, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Тогда с прибылью выйдем из кризиса и завоюем другие рынки.