Тольяттинцы внедряют дуальное образование и реализуют масштабные проекты
Уникальная модель тольяттинского колледжа, в котором гармонично соединились технический и художественный профиль, по определению задает тон в области инноваций, развиваясь по опережающей траектории и смело внедряя новые решения в практику обучающей среды. Об этом рассказывает директор колледжа технического и художественного образования Светлана Медведева.
Людмила КРУГЛОВА
– Светлана Михайловна, какие из «свежих» достижений колледжа вы бы отметили в качестве значимых?
– В 2015 году первое место на региональном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills в компетенции «Облицовка плиткой» занял наш студент Роман Горун. Вы знаете, что первый национальный чемпионат рабочих профессий стартовал в Тольятти в 2013 году, где мы принимали участие в качестве одного из организатора площадок. В 2014 году чемпионат проходил в Казани, и хотя мы понимали, что во главу угла поставлена конкурсная составляющая, но представления об уровне компетенций конкурсантов у нас еще не было. Задания были очень сложные, и чтобы их выполнить в идеальном качестве за определенно короткое время, надо быть мастером в своем деле, поэтому в 2014 году наш студент в компетенции «Облицовка плиткой» занял только 15 место.
– А как же в 2015 году вы оказались на первом месте?
– Мы не сдались, сумев в сжатые сроки подготовить студента. Это результат как работы педагога, так и слаженности всего коллектива. В этом году уже определилась хронология проведения чемпионата в части поэтапного проведения соревнований, начиная с уровня учреждения, потом территории и так далее. В рамках договора о сотрудничестве с ОАО ПО «Фабрика красок» мы обратились к генеральному директору Сергею Рыбкину, и он принял решение открыть новую компетенцию «Малярные и декоративные работы». Изучив все задания чемпионата, мы стали активно готовить ребят. Роман Горун занимался как в наших мастерских, так и на фабрике. Итогом совместного труда стала победа на национальном чемпионате WorldSkills в Казани.
Мы поняли, что пора оснастить колледж новым оборудованием, которым пользуются европейские участники чемпионата. Мы закупили современные шлифовальные станки, плиткорезы, лобзики, внесли изменения в образовательные программы в соответствии с требованиями WSI. В принципе, новое поколение ребят, пришедших в колледж, отличается активностью и желанием проявить себя. Они хотят принимать участие во всем, что им интересно. Уже создана команда, готовая выступить на чемпионате в 2016 году.
– Как осуществляется в колледже кадровое сопровождение реального сектора экономики?
– Ежегодно специалисты аналитической службы качества подготовки выпускников выходят на предприятия для изучения актуальных потребностей работодателей. Соответственно, мы вносим изменения в свою образовательную программу и стремимся готовить ребят для конкретных предприятий. В 2015 году Самарская область приступила к реализации системы дуального обучения. Наш колледж, в числе нескольких тольяттинских учреждений СПО, начал работу в режиме эксперимента. В качестве профессионального модуля взята специальность «сварочное производство», поэтому мы заключили договора с предприятиями ОАО «Тольяттиазот», ОАО «Азотреммаш» и ООО «Бизнес транс сервис». Теперь образовательную программу ребята проходят и в колледже, и на предприятии в соотношении 70 и 30 процентов учебного времени. На последних курсах, когда непосредственно преподается профессиональный цикл дисциплин, студенты полностью уходят на практику и по сути становятся работниками предприятия. Польза очевидна и для выпускников, и для работодателей, которые готовят специалистов для своих предприятий.
– Несколько лет колледж осуществляет масштабный международный проект. Что нового в плане мультикультурного обмена?
– Франко-российский проект «Волга – Валь д’ Уаз» реализуется с 2011 года. Мы сотрудничаем с Лицеем Камиллы Клодель города Вореаль, его программы аналогичны по содержанию нашему художественному образованию. На протяжении этих лет студенты и преподаватели специальностей «дизайн», «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «народное художественное творчество» (специализация «хореографическое творчество») воплощают в жизнь совместные проекты. Первыми у нас побывали французы. Им очень понравилось творчество наших дизайнеров, «прикладников» и хореографов. Они отметили удачный синтез технического и художественного образования. К слову, колледж полностью отремонтирован и оформлен руками наших студентов.
В прошлом году наша делегация, в составе которой были танцевальный ансамбль «Волжская жемчужина» и его руководитель Алла Столярова, а также представители администрации, находились неделю в Париже, где представляли русскую народную хореографию на юбилейном вечере, посвященном 150-летию скульптора Камиллы Клодель. Надо было видеть, какой восторг публики вызвали наши девчонки в национальных костюмах, когда они вышли на сцену. Кстати, на вечере был мэр Тольятти Сергей Андреев, он был очень горд за наш коллектив. Затем три дня хореографы давали мастер-класс, обучая французов русским «дробушкам», «веревочкам» и «проходкам». Культурный обмен получился очень насыщенным и плодотворным.
– С 23 по 27 ноября на базе колледжа прошел VII Международный творческо-образовательный фестиваль «Русские сезоны». Каковы его цели?
– Это одно из значимых событий города, на который ежегодно приезжает большое количество детей и преподавателей. На этот раз он собрал свыше 300 участников из Самарской области, Димитровграда, Ульяновска. Фестиваль включал в себя два художественных конкурса – «Волшебство танца» и «Блиц вернисаж», хореографический конкурс «Рождественские звездочки», мастер-классы по декоративно-прикладному искусству и современному танцу и завершилась фестивальная неделя гала-концертом.
В рамках фестиваля планировалась презентация франко-российского проекта, весь год наши ребята и студенты Лицея Камиллы Клодель трудились над совместным проектом по витринистике и визуальному мерчендайзингу, переписывались, устраивали скайп-сессии по согласованию тех или иных моментов. В этом году у нас родилось два проекта: выставочный павильон «Игрушка» и арт-инсталляции по мотивам аллегорической повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Презентация прошла в библиотеке Автограда.
Но, к сожалению, в связи с трагическими событиями во Франции наши партнеры не смогли приехать в Тольятти. Тем не менее фестиваль все же сохранил статус международного, так как в заочном туре принимала участие Дрезденская школа русского балета.
Конечно, такие проекты направлены на социализацию ребят и творческий взаимообмен. Это работает и на престиж колледжа, не случайно в этом году конкурс абитуриентов на художественные специальности составил 2,5 человека на место.
– Вы возглавили колледж сравнительно недавно. Уже адаптировались к новой должности?
– Хозяйство большое, задач много, как у любого руководителя. Мне повезло, что бывший директор Александр Николаевич Мочалов заложил прочный фундамент для развития колледжа, создал хорошую базу – как для обучения ребят, так и для стратегического партнерства. Он сейчас работает в министерстве образования и науки Самарской области, внедряя новые решения на всю систему профессионального образования. Александр Николаевич по сути руководитель-новатор, он умеет видеть на несколько шагов вперед. При нем была реализована первая экспериментальная площадка, направленная на адаптацию организационной структуры, в соответствии с законом «Об образовании» и запросами рынка труда, впоследствии она приобрела статус федеральной. Мы ее реализуем, транслируя опыт на другие учреждения, под патронажем научного руководителя Е.Я. Когана.
– Что показал набор студентов 2015 учебного года и какие в связи с этим открываются перспективы?
– На приоритетные специальности мы набрали по несколько групп: на «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» – три группы, на «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» –две группы, на «сварочное производство» – две группы. Наметилась хорошая тенденция к росту. С этого года на техническом профиле обучается команда спортсменов по мини-футболу, а значит, вскоре колледж будет гордиться спортивными достижениями.
В прошлом году мы принимали участие в программе по созданию доступной среды. У нас появились пандусы, приспособленные для людей с ОВЗ, кабинеты и санузлы. Мы вышли на интернат для слабослышащих детей, там есть художественно одаренные ребята, которые в перспективе могли бы обучаться у нас на специальности «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». То есть мы продолжаем развитие стратегического партнерства с учебными заведениями. Будем расти и двигаться вперед.