В школе созданы комфортные условия для развития особенных ребятишек
В этом году ГБС(К)ОУ школа-интернат № 136 городского округа Самара стала лауреатом всероссийского конкурса в номинации «Лучшая коррекционная школа». Более 60 лет образовательное учреждение обеспечивает условия для воспитания, обучения и коррекции детей с особыми образовательными потребностями. По мнению директора школы Людмилы Амельченко, важнейшими факторами социально-психологической реабилитации воспитанников являются благоприятный микроклимат, корректные отношения между членами педагогического коллектива, добросовестное отношение к работе и самое главное – любовь к детям.
Людмила КРУГЛОВА
Людмила Амельченко возглавила школу-интернат в 2011 году. Коррекционное учреждение, созданное в декабре 1952 года, постепенно менялось к лучшему и ощущение теплого дома, о котором заботится радушная хозяйка, продолжается и сегодня. Конечно, это настоящая удача – назначить директором коррекционной школы человека с чутким сердцем. Но при этом надо понимать, что руководитель решает такие вопросы, где требуется воля, требовательность, организованность. В этом смысле – тоже стопроцентное попадание.
С 1957 года и по настоящее время школа-интернат № 136 размещается на первом этаже жилого дома и в реконструированном здании детского сада. Площади скромные, но, что характерно, внутренний интерьер помещений продуман до мелочей, буквально до сантиметра, как в утилитарном, так и в эстетическом плане.
В обстановку интерната, рассчитанного на 70 мест, внесены элементы домашнего уюта: красивые спальни, со вкусом подобранные шторы и ковры, яркие игровые уголки, большое количество цветов и комнатных растений. Прекрасно оформлен пришкольный участок, как результат – четвертый год школа занимает первые места в городе по благоустройству территории.
«За эти пять лет коллектив стал более сплоченным, при этом он обновляется, пополняясь молодыми специалистами, – говорит заместитель директора по учебной работе Марина Меренкова. – Кардинально поменялась материально-техническая база, Людмила Николаевна старается, чтобы каждый педагог был обеспечен необходимым оснащением для работы, чтобы любая проблема была решена со знаком «плюс». Ее поистине материнское отношение – к детям, к сотрудникам – является для нас примером».
Коррекционная школа № 136 реализует адаптированные программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в восьми классах начальной ступени учатся 134 ребенка, из них 28 детей находятся на индивидуальном обучении, согласно медицинским показаниям.
В школе дети обретают эмоциональную поддержку, ощущение защищенности и заботы.
В школе-интернате работают 60 сотрудников, из них – 36 коррекционных педагогов, функционирует психологическая и логопедическая служба. В медицинском блоке наблюдение за здоровьем детей ведут врач-педиатр, врач-психиатр, медсестра, диетсестра. Разработана система оздоровления детей, включающая закаливание, динамические паузы, сбалансированное питание, витаминизацию третьих блюд, спортивные часы и подвижные игры на свежем воздухе.
Педагоги систематически проходят курсы повышения квалификации, все освоили it-технологии. Небольшая по наполняемость классов (12 человек) способствуют тому, что каждому ребенку уделяется максимум внимания, как в урочное, так и во внеурочное время. Безусловно, много часов отводится на занятия с логопедом, но занятость детей дополнительным образованием – не менее важный аспект их развития и социализации. Ребятишки с удовольствием занимаются в компьютерном кружке, в музыкальной студии, в спортивных секциях. Стали традиционными поездки на школьном автобусе по историческим местам Самары. У школы есть возможность показать ребятам и другие города, так в честь Дня Победы они побывали в Волгограде.
Воспитанники участвуют в конкурсах различного уровня, достигают хороших результатов, причем зачастую наряду с детьми из обычных школ. В этом году в учебные программы, начиная со второго класса, введен иностранный язык. В качестве приоритетных реализуются духовно-нравственные программы, здоровьесбережение и безопасный образ жизни, патриотическое направление. Налажено сотрудничество с областным госпиталем ветеранов войн, с МЧС, воинской частью поселка Кряж, с ветеранами микрорайона, для которых ребята устраивают концерты и преподносят поздравительные открытки к праздникам.
Дети участвуют в социальных проектах, например, в прошлом году они посадили растения, вырастили, сами продали, а на полученные средства приобрели настольные игры для детей-сирот из социального приюта.
Первое, что сделала Людмила Амельченко, – это ограждение территории интерната, спил старых насаждений и высадка молодых саженцев. Все работы выполнялись совместно с коллективом и посильной помощью детей. Затем – ремонт спального корпуса, оформление интерьера, покрытие классов противопожарным линолеумом, приобретение новой мебели, спортивного инвентаря, технических обучающих средств.
К всеобщей радости у детей появилась школьная форма, повседневная и парадная. Директор вместе с педагогами взяли на себя функции модельера, и теперь девочки ходят в ладных сарафанчиках, мальчики – в костюмчиках и накрахмаленных рубашках. В школе есть своя прачечная, поэтому дети выглядят безукоризненно. Хороший внешний вид тоже рождает здоровое отношение к жизни.
«Форма приобретена на средства школы, – отмечает Людмила Николаевна. – Так же, как и ремонт, и интерактивные устройства. Финансирование достаточное, нам хватает на все. Правда, недавно позвонил представитель московской компании и спросил, в чем мы нуждаемся. Я сильно удивилась, честно говоря. Тем не менее у нас появилась еще одна интерактивная доска и новая промышленная стиральная машина. Доставили быстро, полностью за счет спонсоров. Это был первый и единственный случай».
В школе № 136 дети очень вежливые, добрые и улыбчивые. Директор нередко балует ребятишек праздниками – с чаепитием, вкусными пирогами и сладостями: «Они же дети». Добрые, открытые, каждое утро малыши бегут на встречу с Людмилой Николаевной, рассказывают о своих новостях.
Марина Меренкова, заместитель директора по учебной работе:
– У нас есть мечта: чтобы школа стала работать в статусе основного общего образования. В первую очередь это запрос родителей, которые хотят, чтобы дети обучались у нас девять лет. Родители видят наши условия, отношение к воспитанникам, их положительную динамику. Для особенных детей в адаптационном периоде важен каждый год, и мы, педагоги, понимаем целесообразность развития школы именно в этом направлении. К сожалению, решение этой задачи связано с отсутствием площадей. Все остальное – профессионализм педагогов, материальная база, желание работать на благо подрастающего поколения – у нас есть.
Людмила Амельченко, директор ГБС(К)ОУ школа-интернат № 136:
– В этом году школа впервые стала опорной площадкой Центра специального образования Самарской области. Творческая группа педагогов разрабатывает дополнительную рабочую тетрадь на печатной основе по математике для учащихся 1 класса для детей с ОВЗ. Хочется отметить отличную слаженную работу в данном направлении учителей начальных классов Козловой Е.Н., Пономаревой Л.Б., Ягудиной Г.М., Илюшкиной А.С., Ямашкиной О.А. Пособие мы будем апробировать в нашей образовательной организации и школах Самарской области.