В Нефтегорском центре «Радуга» успешно развивают способности детей
На состоявшемся в конце ноября областном конкурсе «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска – 2015» Нефтегорский центр детского творчества «Радуга» представил свой проект по работе с одаренными детьми и стал победителем в номинации «Поиск, поддержка и сопровождение талантливых детей».
Евгения БУСЛАЕВА, Сергей ОСЬМАЧКИН (фото)
В 1972 году в Нефтегорске открылся Дом пионеров, который в те годы ютился в двух небольших комнатах на первом этаже жилого дома. В 90-е годы учреждение переехало в здание бывшего детского сада и, со временем, было переименовано в Центр детского творчества (ЦДТ) «Радуга». И вот уже четыре года, как центр является структурным подразделением одной из лучших школ города – СОШ №1.
Каким бы образом ни менялись название и юридическая форма, ЦДТ остается многопрофильным учреждением дополнительного образования детей с богатой историей и яркими традициями, центром культурно-досуговой и методической работы с педагогами школ и молодежными организациями Нефтегорского района.
Сегодня в «Радуге» занимается 3194 человека, это дети и подростки в возрасте от пяти до восьми лет.
За многие годы в «Радуге» сложился дружный коллектив единомышленников. Здесь, уделяя все свое внимание развитию творческой личности ребенка, работают профессионалы с большой буквы, «дирижирует» которыми талантливый руководитель Ирина Образцова. «В основном наш коллектив сформировался еще при прежнем руководителе – Ольге Ананьевой, которая сегодня возглавляет в целом школу № 1, но за последние годы в его состав влились новые опытные и молодые перспективные педагоги. Это Сидорова Светлана, Старченко Ирина, Тимофеева Анастасия, Абдиев Султан, Кулькова Наталья, Яхункина Екатерина, – говорит начальник структурного подразделения ЦДТ «Радуга» Ирина Образцова. – Директор школы прекрасно знает и понимает все наши задачи и методы обучения, нам легко работать в тесной связке с общеобразовательным учреждением. Сегодня это взаимодействие в большей степени направлено на углубленную работу с одаренными детьми».
Сопровождение одаренных
На протяжении восьми лет в центре детского творчества «Радуга» разрабатывалась и последовательно внедрялась в образовательный процесс программа работы с одаренными детьми. В 2014 году началась реализация проекта «Выявление, поддержка и психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования», который и был представлен на суд жюри областного конкурса. Разработчиком проекта стала творческая группа педагогов, которую возглавила методист Лариса Степанова.
В рамках этого проекта в детских объединениях с одаренными воспитанниками педагоги работают по индивидуальным образовательным маршрутам. Каждый талантливый ребенок занимается не только в общем потоке, но и дополнительно – в небольших подгруппах и индивидуально с педагогом. Одаренные дети уделяют творчеству больше времени, и работа с ними осуществляется по более интенсивным программам.
Помимо методических рекомендаций по работе с одаренными детьми педагоги изучают и внедряют в практику элементы эмоционально-экспрессивного тренинга. Этот тренинг разработан молодым перспективным педагогом-психологом Светланой Прониной. В программу эмоциональной поддержки включены методы психологической защиты талантливых детей, так как каждый одаренный ребенок особо раним и чувствительно относится к своим неудачам и достижениям. Кроме того, таким воспитанникам обязательно нужна моральная поддержка дома, поэтому педагоги тесно взаимодействуют с родителями этих детей, дают советы и рекомендации, как реагировать на то или иное поведение ребенка.
Особый раздел проекта – работа с одаренными детьми, у которых ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Значительных успехов в этом направлении добилась Валентина Памурзина – обладатель премии губернатора Самарской области, успешно реализующая долгосрочный воспитательный проект особой педагогической и общественной значимости в объединении «Рукодельница». Первоначально в ЦДТ таких детей приняли, чтобы создать комфортную среду для общения, разнообразить виды деятельности, которые у них ограничены вследствие заболеваний. А того, что творческих побед даже на международном уровне ребята с ОВЗ станут достигать в первый же год своей деятельности, никто не ожидал. Но именно так и получилось, в чем заслуга и удивительного педагога, и заботливых родителей, и одаренных детей.
Уникальные достижения
Выстроенная в «Радуге» система работы с одаренными детьми дает выдающиеся результаты. Четыре детских объединения имеют звание «Образцовый детский коллектив». Достижение – уникальное. Такого признания добились студия изобразительного искусства «Фантазия» под руководством Светланы Дьяконовой; ансамбль танца «Жемчужинка», возглавляемый Анной Старухиной; детское объединение «Бисероплетение», которое ведет Оксана Киргинцева; хореографическая студия «Серпантин», где с детьми работает Вера Егорова.
Более того, еще два коллектива готовятся к получению высокого звания «Образцовый» в текущем учебном году. Это детский театр моды «Стиль» (руководители Валентина Каемова и Оксана Суркина) и вокальная студия «Ступени к звездам» Светланы Сидоровой. Все они ежегодно завоевывают награды самого высокого уровня не только на областных, но и на всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.
Свои первые шаги делает центр в работе с одаренными детьми в техническом направлении. Школы района не так давно получили оборудование для внедрения в процесс обучения робототехники. На базе этих школ ЦДТ открыл свои объединения, и педагоги «Радуги» занимаются с детьми конструированием и программированием робототехники, развивающими технические и математические способности, мышление, воображение, умение ставить задачи, решать проблемы и достигать целей.
«Работа с талантливыми и одаренными детьми всегда остается загадочной и новой, – резюмирует Ирина Образцова. – Так происходит скорее всего потому, что среди таких детей всегда исключен принцип повтора. Каждый воспитанник талантлив по-своему».
Действительно, сложно отделить талантливого ученика от ребенка с особыми способностями или одаренного. При этом педагог должен суметь развить талант воспитанника, отшлифовать его способности, чтобы ребенок смог правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для всех людей.
Ольга Ананьева, директор ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска:
– Переоценить значение дополнительного образования в плане формирования творческой личности невозможно. Сегодня поддержка одаренных и талантливых детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики, единой задачей для работы на всех стадиях образования – дошкольном, общем и дополнительном. И в ЦДТ «Радуга» созданы благоприятные предпосылки, позволяющие обеспечить новый уровень индивидуального развития творческих способностей. Это и крепкая методическая база, и профессиональные кадровые ресурсы, и равные стартовые возможности для каждого ребенка, и современные инновационные технологии.
Ирина Образцова, начальник СП ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска:
– В учреждении сложился уникальный коллектив талантливых педагогов-единомышленников. Для того чтобы работать с одаренными детьми, педагог сам должен быть профессионально грамотным, творчески одаренным. Каждый из педагогов нашего центра – неповторимая личность. Каждый стремится к вершинам собственного Олимпа, не пугается трудностей и не останавливается на достигнутом. Если у педагога горят глаза, то он становится источником тех инноваций, которые так нужны сейчас детям. Вкупе с традиционными методами педагогики в дополнительном образовании эти инновации дают прекрасный результат, который подтверждается блестящими результатами наших воспитанников.