Школа художественного драйва

5 декабря 2015

В этом году крупнейшей детской школе искусств исполняется 25 лет

 

Детская школа искусств № 8 «Радуга» может служить примером организации обучения в творческой среде. Еще на этапе становления школы сюда были приглашены лучшие профессиональные кадры, обладающие большими творческими возможностями и педагогическими компетенциями. Директор ДШИ № 8 Елизавета Сморкалова уверена, что именно эти составляющие предопределили качественный и количественный рост школы искусств. «Радуга» включена в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России и является лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая школа искусств».

 

Людмила КРУГЛОВА

 

Качественный рост

Основу успешного развития заложил первый директор «Радуги», ныне депутат Самарской губернской думы Сергей Иванов. В 1990 году он инициировал открытие школы как самостоятельного образовательного учреждения, нацеленного прежде всего на профессиональную подготовку одаренных детей.

«До сих пор Сергей Евгеньевич курирует свое «детище», радуется его достижениям, – отмечает Елизавета Сморкалова. – Он абсолютно четко понимал, как должна формироваться школа искусств нового формата, поэтому изначально была создана мощная педагогическая база и взят курс на предпрофильное обучение. Все 25 лет этот старт является фундаментом для развития. Коллектив постоянен, но он обновляется, пополняясь молодыми кадры. Школа сохраняет динамику в условиях серьезной конкуренции, потому что сегодня в городе много школ искусств. А вначале ее появление воспринималось как «глоток свежего воздуха», открывающий детям новые возможности для раскрытия творческого потенциала».

В ДШИ № 8 обучается порядка двух тысяч детей, в том числе – в отделениях, на базе общеобразовательных учреждений, детских садов, школы-интерната № 117 для слабослышащих детей.

Профессиональный состав – 116 педагогов, многие из них признаны лучшими в региональной системе дополнительного образования. Четыре детских коллектива имеют звание образцового, это фольклорные ансамбли «Береста» (руководитель Светлана Финогенова), «Слобода» (Марина Фатеева), хореографический ансамбль «Радуга» (Татьяна Гришаенко, Лариса Глазкова), художественный коллектив «Радужная кисть» (Елизавета Сморкалова). Среди воспитанников много победителей конкурсов различного уровня, есть стипендиаты премии губернатора Самарской области, имена одаренных учеников внесены в Золотую книгу губернии. За всеми достижениями – труд замечательных наставников.

 

Учимся у мастеров

Четвертый год в школе искусств реализуется проект «Педагог – педагогу». Это настоящая творческая мастерская, куда приглашаются именитые педагоги Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы. На одном из последних мастер-классов своим опытом поделилась Мира Марченко, выдающийся педагог Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Пианистка и ее ученики дали несколько сольных концертов. Творческое содружество продолжается, и вскоре педагоги и ученики ДШИ № 8 поедут в Москву на мастер-класс.

В гостях у «Радуги» побывала Л.А. Неменская, супруга и соратница народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Значение этой встречи невозможно переоценить: Елизавета Сморкалова в числе первых педагогов Самарской области освоила и внедрила в практику инновационную авторскую программу Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», способствующую развитию творческой одаренности детей в сфере изобразительного искусства. Апрельский семинар в рамках проекта «Педагог – педагогу» включал четыре мастер-класса для преподавателей из Самары и других городов. Подружились самарцы и с художником Александром Демидовым (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица), который проводит для детей конкурсы по композиции.

«Важно не замыкаться в своем пространстве, именно в непосредственном общении создается творческая профессиональная атмосфера для роста педагогов», – говорит директор.

ДШИ Радуга-_MG_3527

Поддержка дарований

В этом году уникальный проект школы «Творческая дача» стал лауреатом всероссийского конкурса в номинации «Новаторство в области художественного воспитания». Пленер в Ширяево, проводимый Александром Волковым, преподавателем из Академии акварели и изящных искусств С. Андрияки, совместил мастерскую по изобразительному искусству и краеведческую работу. По итогам пленера два воспитанника ДШИ № 8 съездили в Москву, в творческую лабораторию Б. Неменского, приняли участие в выставке «Москва Златоглавая», их работы вошли в каталог выставки.

Понятно, что в школе искусств априори учатся способные дети, тем не менее программы поддержки одаренных детей здесь реализуются со всей ответственностью. Для ребят разработаны индивидуальные маршруты, организуются сольные концерты и персональные выставки. Уже в процессе обучения одаренные дети получают возможность показать свои таланты преподавателям высшей школы, что зачастую предопределяет их будущую образовательную траекторию. Ежегодно на отчетном концерте лучшие ученики награждаются стипендиями, бесплатными поездками на теплоходе, отдыхом в летнем лагере, где кооперируются творческие смены. В сотворчестве муз происходит взаимное обогащение детей, результатом которого становятся новые идеи и проекты, закладываются культурные коды гармонично развитой личности ребенка.

ДШИ Радуга-_MG_8414

Маркер патриотического воспитания

Восьмой год в ДШИ работает этнографический музей «Уголок России», которым руководит Наталья Цацурина, победитель городского конкурса «Воспитать человека». Музей вместил в себя богатый материал, собранный в результате фольклорных экспедиций по самарскому краю. Ребята изучают аутентичный быт, обряды и творчество народов Поволжья. Возможность окунуться в среду русской идентичности или побывать в казахском ауле, познакомиться с национальным колоритом – все это вносит огромный вклад в развитие детей. Сейчас, например, в музее идет реконструкция костюма ХIХ века, исконные вещи восстанавливаются буквально по крупицам. По словам заместителя директора по научной работе Ирины Харитоновой, музей живет как действующий элемент школы и вместе с тем как самостоятельная  площадка для исследовательской и научной деятельности. Четвертый год на базе «Радуги» проходит открытая городская научно-практическая конференция «Новое поколение», по ее итогам выпущено четыре сборника. Детские труды удивляют зрелым взглядом на природу вещей, умением самостоятельно мыслить. И это тоже значительное достижение наставников. Жизнь воспитанников невероятно насыщена: более 200 мероприятий в год, но при этом они не забывают и о социокультурном пространстве, участвуют в шефской помощи ветеранам, радуют их замечательными праздниками. Педагоги гордятся своими учениками, и это их заслуженное право. За 25 лет они создали современную школу художественного драйва – инновационную и мобильную.

 

ДШИ Радуга-Елизавета Сморкалова+Елизавета Сморкалова, директор МБОУ ДОД ДШИ № 8 «Радуга»:

– Школа – живой растущий организм, вся наша деятельность направлена на развитие этой семьи. Впереди много работы, мы не имеем права останавливаться, потому что меняется время, меняются дети, и наша цель – вырастить самоценную личность, соответствующую определению «культурный человек». Образовательные и воспитательные задачи мы рассматриваем как единое целое, и очень важно, что нам удалось создать особую среду, в нашем случае – художественными средствами, в которой детям учиться в радость.

 

ДШИ Радуга-ХаритоноваИрина Харитонова, заместитель директора по научной работе ДШИ № 8:

– Новое направление школы – защита проектной инициативы «Молодежное креативное бюро», способствующее успешной социализации молодежи. С 2015 года запущен проект «Самара – чемпион», в рамках которого ребята разрабатывают социальные плакаты, логотипы – как им видится презентация нашего города к чемпионату мира по футболу. Мы формируем у ребят креативное мышление и социальную позицию, они гордятся своей малой родиной, и это находит отражение в их работах. В декабре у нас пройдет флешмоб по проекту «Самара – чемпион». Мы – открытая школа, полная информация о нашей деятельности размещена на образовательном портале «Виртуальный центр искусства».

 

 

Обсуждение закрыто.