В детском саду «Ягодка» приоритет отдают художественно-эстетическому воспитанию
Художественно-эстетическим развитием малышей в детском саду «Ягодка» – структурном подразделении школы № 11 города Кинеля – занимаются давно и целенаправленно. За многие годы накоплен богатый опыт работы, которым воспитатели щедро делятся со своими коллегами.
Евгения БУСЛАЕВА
В настоящее время это дошкольное образовательное учреждение является региональной пилотной площадкой по введению ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию. Методы работы с детьми в этом направлении, а также ее результаты «Ягодка» представила на региональном конкурсе «Детский сад года» в 2015 году, где стала лауреатом в номинации «Разнообразие форм художественно-эстетического развития дошкольников».
Именно разнообразием поражает деятельность педагогов. Этот кинельский детский сад – настоящая творческая мастерская, в каждом уголке которой рождается свое чудо. Здесь каждый мастерит, экспериментируя с разными материалами. Так, в работе с малышами воспитатели широко используют нетрадиционные техники рисования. Ребята с удовольствием рисуют ладошками, пальчиками, штампами из овощей и фруктов, ватными палочками, макаронами.
Также воспитанники «Ягодки» очень любят играть с игрушками, сделанными собственными руками из пластилина, природного и просто бросового материала, в технике «тесто-пластика». Они много рисуют. Из многочисленных детских работ по прочитанным произведениям художественной литературы и фольклора, просмотренным фильмам, наблюдениям в природе рождаются «книжки-малышки», альбомы, которые пополняют книжные полки, уголки природы и изобразительного искусства в каждой группе.
Педагоги осваивают с детьми и такие техники декоративно-прикладного искусства, как декупаж и папье-маше. В этом году ребята совместно с воспитателями изготовили картины «Птицы счастья» в технике пластилинографии и с этой работой выиграли областной творческий конкурс «Крылья над Волгой».
«Одной из форм взаимодействия с родителями является семейная мастерская, – рассказывает заведующий детским садом «Ягодка» Людмила Ковалева. – Таким образом мы создаем ситуацию сближения ребенка и родителя в творчестве. Очень важно, чтобы родитель стал соучастником малыша, а не сторонним наблюдателем. Мы предлагаем взрослым вспомнить свое детство, превратиться в ребенка и научиться рисовать, лепить, мастерить по-новому».
Одной из важных форм организации образовательного процесса стал мини-музей. С его помощью здесь приобщают детей к мировому изобразительному искусству и народному творчеству, проводя экскурсии и путешествия.
Большая роль в воспитательном процессе отводится приобщению детей к истокам русской народной культуры. В каждой группе оборудованы уголки «русской избы», где собраны предметы народного быта и интерьера. Для большей доступности устных фольклорных произведений на традиционном месте располагается люлька с куклой-младенцем. Именно ему адресуются колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки. Центры народного быта в зависимости от возраста детей оснащены народными инструментами: русская балалайка, рожок, глиняная свистулька, гусли, деревянные ложки.
Без музыки и танцев детский сад представить невозможно. Музыка – это источник особой детской радости. Слушая, ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу. В пении, танце, игре на музыкальных инструментах он раскрывает свой творческий потенциал.
Разнообразно и театральное творчество малышей. Они с удовольствием участвуют в представлениях настольного театра картинок, теневого и пальчикового театров, театров масок и ложек, кукольного театра и в игре-драматизации. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Он выражает свое собственное отношение к добру и злу. В театрализованной деятельности у ребенка развивается логика, речь мышление, расширяется возможность творческого воображения, а также словарный запас.
Людмила Ковалева, заведующий структурным подразделением ГБОУ СОШ № 11 города Кинеля детский сад «Ягодка»:
– В современных условиях воспитательную роль народной культуры мы видим в том, что она поможет дошкольникам уяснить смысл категорий и понятий нравственности, создаст почву для творчества, саморазвития и совершенствования ребенка. Приобщение детей к истокам русской народной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам, является одним из приоритетных направлений в деятельности нашего детского сада.