Самарские художники ждут поддержки властей в реализации совместной задачи развития культурного потенциала региона
В Доме культуры «Чайка» состоялась фотовыставка памяти известного самарского фотохудожника Александра Филиппова. Александр ушел из жизни трагически рано – в 56 лет.
О хрупкости искусства, выживаемости художников в современных реалиях и нерушимых традициях мы поговорили на выставке
с председателем правления Творческого союза художников России Олегом Емельяновым.
Ольга ОГНЕВА
– Что вы чувствуете, глядя на работы Филиппова?
– Каждая фотография проникнута любовью к нашему краю и его жителям, наполнена теплом и энергетикой. Если бы собрать вместе все его работы – пейзажи, городские панорамы, снимки ночного города – получился бы уникальный презентационный фотоальбом Самарской губернии, отличающийся неповторимым взглядом художника. К сожалению, пока из наследия Филиппова мы можем показать лишь малую часть.
– В союз входят более ста художников. Где проходят ваши выставки?
– Наша деятельность – некоммерческая, мы не берем плату за посещение экспозиций, поэтому и бюджета на проведение выставочной деятельности у нас нет. Нас очень радует, когда общественность идет нам навстречу, бесплатно предоставляя выставочные площади. Мы сотрудничаем с ДК «Чайка» на Управленческом, ДК «Луч» в Зубчаниновке, с Самарским государственным экономическим университетом. Работы художников постоянно экспонируются в выставочном зале торгового центра «Невский», который нам безвозмездно предоставили его учредители, за что мы им благодарны. Не раз мы выставлялись в галерее «Новое пространство» при Самарской областной универсальной научной библиотеке.
– У Самары издавна сложился имидж купеческого, промышленного города. Как вы оцениваете художественный вкус нашей публики?
– Высоким назвать его, конечно, трудно. Все выставочные салоны – коммерческие, работающие на продажу, что, естественно, не способствует росту художественного вкуса публики. Музеев в Самаре немного, так что, можно сказать, мы выполняем задачу продвижения искусства в массы. К слову, самарцы в большинстве своем практически не осведомлены о развитых у нас художественных ремеслах. Например, с удивлением узнают на наших выставках, что в Самаре, оказывается, есть свои мастера по гобелену.
– Несмотря на финансовые сложности, вы организовываете выставки по всей области?
– Да, другого пути развития художественной жизни нашей губернии я пока не вижу. Мы стараемся охватить Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Сергиевск, Жигулевск, Отрадный, Ширяево. Насколько это важно, особенно для сельских районов, думаю, объяснять излишне. В последнее время нам пришлось сократить поездки по области. Горько признаться, но даже вывезти свои картины из Нижнего Новгорода, где они экспонировались в местном Доме архитектора, мы пока не в состоянии из-за банального отсутствия средств.
– Вы чувствуете поддержку властей?
– К сожалению, нет. Но если мы – государство и общественность – действительно стремимся к сохранению и развитию художественной культуры, необходимо сотрудничать. Нужно пересмотреть правовые механизмы отношения к творческим работникам как к предпринимателям. В целях поддержки художников ввести госзаказ. Долгие годы государство выступало массовым заказчиком на искусство: часто это приводило к конъюнктуре. Но была и защита искусства. Чем плоха идея – художник выполняет заказ города – к чемпионату мира, к годовщине какого-нибудь памятного события или просто в целях благоустройства, а город, к примеру, освобождает его от арендной платы за мастерскую? В десятках городов России художники вообще освобождены от арендной платы за мастерские, а кое-где городские власти еще и коммунальные платежи мастерских оплачивают. Все это делается в соответствии с указом президента, который призывает муниципалитеты содействовать работе творческих союзов.