В Тольятти обозначили точки роста отечественного производства автомобилей
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел
в Тольятти совещание, посвященное ситуации в отечественной автомобильной промышленности. Премьер-министр заявил,
что в этом году на поддержку отрасли выделят субсидии
в размере около 50 млрд рублей.
Ольга ГАЛЬЧИНСКАЯ, Анастасия ФИЛАТОВА, Дмитрий БЫКОВ, Андрей САВЕЛЬЕВ (фото), «Волжская коммуна»
Серьезные победы
Качество продукции АВТОВАЗа, выпуск которой в том числе будет поддерживаться федеральными субсидиями, Дмитрий Медведев оценил лично. По территории автогиганта он передвигался за рулем новой модели — Lada Xray. Хэтчбек, запущенный недавно в серийное производство, премьер-министр оценил очень высоко, отметив, что автомобиль не уступает иностранным аналогам. Он согласился с заводчанами, что выпуск двух новинок — Vesta и Xray — это серьезные победы предприятия.
«Это и победы всего российского автопрома», — подчеркнул Медведев.
Вместе с премьер-министром цеха завода осмотрели полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич, губернатор Самарской области Николай Меркушкин, генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерcсон и члены правительства страны.
Председателю Правительства показали стенд горячих испытаний, 3D-лабораторию, учебный класс, а также инновационный 1,4-литровый двигатель мощностью 150 л.с., разработку которого сейчас ведут инженеры завода. «Многие интересуются, есть ли у нас новинки? Нам есть что представить!» — с гордостью рассказывали вазовцы Медведеву.
В каждом цехе премьер-министр подробно расспрашивал о качестве продукции, интересовался стандартизацией рабочих мест и повышением квалификации персонала. На линии сборки он поговорил с рабочими, занятыми на сборке Xray, и вновь похвалил новинку предприятия: «Мне автомобиль понравился — это комфортная, современная машина».
«Качество весьма высокое, если будет правильная цена, то у Lada Xray отличные перспективы. Желаю, чтобы все получилось, — сказал Медведев. — Это очень важно именно сейчас, в непростой для экономики страны момент. Есть отрасли, которые спокойно переживают нынешние времена, есть отрасли, которым необходимо оказывать государственную поддержку. Автопроизводители находятся во второй категории. Мы приехали в Тольятти, чтобы обсудить, каким образом сохранить автопром. Надеюсь, это удастся».
Премьер-министр заверил, что будут приняты необходимые меры, чтобы стимулировать отрасль: «Несмотря на сложный бюджет, поддержка отрасли будет оказана приличная».
Знакомство с производством Медведев завершил осмотром продукции АВТОВАЗа — ему также показали «Весту», «Калину», «Гранту» и «Ладу 4×4».
50 млрд рублей на развитие отрасли
Основным пунктом программы визита Дмитрия Медведева в Тольятти стало проведение совещания по развитию автопрома. Премьер-министр РФ напомнил, что в рамках так называемого механизма промсборки автопроизводители инвестировали в отрасль почти 180 млрд рублей, что позволило создать дополнительно 25 тыс. рабочих мест. Объем инвестиций производителей автокомпонентов составил около 45 млрд рублей.
«Благодаря этому российский автомобильный рынок поднялся на пятое место в Европе после Германии, Британии, Италии и Франции, причем большую долю продаж на нем, около 80%, составили автомобили, которые произведены в России», — привел в пример статистику докризисного периода Медведев.
Сейчас рынок демонстрирует отрицательную динамику, объем производства всех автомобилей снизился более чем на треть. Однако положение дел все же лучше, чем прогнозировали эксперты, отметил председатель правительства.
«Главное, нам удалось не допустить остановки производств и сокращения персонала, — сказал он. — Это результат совместной работы и тех мер, которые приняло Правительство РФ. В этом году меры поддержки будут продолжены. По нашим оценкам, рынок в 2016 году существенно не вырастет, и нам необходимо искать точки роста. Это, в частности, касается импортозамещения при производстве автокомпонентов. Нужно проанализировать экспортные возможности — как можно продвигать наши автомобили на внешнем рынке».
На совещании в Тольятти Медведев заявил, что подписал распоряжение Правительства РФ о мерах поддержки автомобильной промышленности в 2016 году. Общий объем субсидий для автопрома составит около 50 млрд рублей, что соответствует уровню поддержки 2015 года в реальном выражении. К мерам поддержки, которые действовали в прошлом году и продолжатся в 2016-м, добавятся две новые — речь идет о развитии экспорта российских автомобилей и обновлении парка машин скорой и неотложной помощи.
«Необходимый объем поддержки будет выделен из федерального бюджета, часть средств будет изыскана регионами, — сообщил премьер-министр. — Это, с одной стороны, поддержит автопром, а с другой поможет в оказании качественных медицинских услуг».
Обширные меры поддержки
Об основных мерах поддержки, которые будут реализованы в 2016 году, рассказал на совещании министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров: «На программу обновления парка через trade-in и утилизацию будет направлено 22,5 млрд рублей. Льготный лизинг — 5 млрд рублей, льготное автокредитование — 2,3 млрд. Кроме того, почти 10 млрд рублей будет направлено на исполнение обязательств государства по программам, которые реализовывались в 2013-2015 годы. Субсидии на реализацию программ по инвестиционным кредитам с учетом всех корректировок составят 6,3 млрд рублей. На закупку городского транспорта на газомоторном топливе направят 3 млрд, на городской электрический транспорт — 1 млрд рублей».
Говоря о стратегии развития автопрома, министр сделал акцент на оптимизации неэффективных мощностей и наращивании экспорта. К 2025 году поставлена цель увеличить долю экспорта автомобильной промышленности с сегодняшних 7,7% до 25%. На компенсацию затрат по перевозке до российской границы, а также адаптацию автомобилей под требования экспортных рынков изначально предполагали выделить
6,3 млрд рублей, но есть предложение сократить эту сумму до 3,3 млрд. Сэкономленные деньги предлагается направить на обновление парка машин «скорой помощи». «Субсидии, которые работали в прошлом году, проиндексированы, их объем составит 80 млрд рублей, — также сообщил министр. — Они будут использованы для компенсации части затрат на содержание рабочих мест и закупку энергоносителей».
Сигнал иностранному инвестору
Эксперты подчеркивают, что поддержка автопроизводителей положительно влияет на всю отрасль, которая включает в себя также сотни заводов-поставщиков, построенных за последние годы по всей России.
Компания «Федерал-Могул Пауэртрейн Восток» является частью американской корпорации, у которой более сотни предприятий во всем мире, но основные ее производственные мощности для российского рынка находятся в Тольятти. «На нашем предприятии работают 100 человек, — рассказал директор по качеству ООО «Федерал-Могул Пауэртрейн Восток» С.В. Степанов. — Мы поставляем на «АВТОВАЗ» основные детали силового агрегата для всех двигателей, которыми комплектуются автомобили Lada, в том числе для нового, объемом 1,8 л, которым будет комплектоваться Xray. Мы ориентированы на производителей в России, но в этом году планируем поэтапно расширить производство за счет экспортных поставок и локализации». По словам Степанова, в новых экономических условиях иностранным компаниям стало выгоднее создавать производство за рубли и поставлять продукцию за рубеж. Для уже существующих автокомпонентных предприятий государственная поддержка автопроизводителя — это гарантия загруженности мощностей.
«В условиях кризиса нам пришлось сократить рабочую неделю с 7 до 5 дней, но мы рассчитываем вернуться к семидневному графику, — сообщил Степанов. — Господдержка играет важную роль в увеличении объемов поставок компонентов и дает дополнительный стимул для иностранных инвестиций. Это сигнал иностранному инвестору о том, что в России выгодно иметь бизнес. И это гарантия того, что бизнес будет прибыльным. Расширение производства — это увеличение количества рабочих мест и улучшение климата для всего Тольятти». По мнению депутата Самарской губернской думы Александра Дроботова, Тольятти сегодня особенно необходима серьезная поддержка.