Конкурентное преимущество района – поддержка одаренных детей
Ключевым условием устойчивого развития территории Кинель-Черкасского района является приумножение всех достижений, направленных на формирование личности, соответствующей определению «культурный человек». Поставленная задача успешно решается в Детской школе искусств. Несомненно, любая система сильна профессионалами, благодаря их творческому потенциалу удается реализовать сложный образовательный контент.
Людмила КРУГЛОВА, Вероника ПОДРЕЗОВА (фото)
Два баяна и рояль
Директор школы искусств Наталья Колесникова отмечает, что администрация района оказывает всестороннюю поддержку учреждению дополнительного образования, понимая, что от условий, созданных для развития подрастающего поколения, зависит будущее культурного слоя общества. Территориально школа искусств располагается в трех селах: Кинель-Черкассах, Тимашево и Кротовке, куда для обучения съезжаются дети из 11 сел.
В 2013 году в помещениях Кинель-Черкасской ДШИ был проведен капитальный ремонт, за счет инвестиций областного и муниципального бюджетов. Недавно завершился большой фронт работ в Кротовке, где на средства области и района здание 1902 года постройки было полностью отремонтировано и реконструировано.
«Здесь всегда было красивое внутреннее оформление, но снаружи здание отпугивало своим внешним видом, излучая забытость и заброшенность. Теперь это яркое и приветливое здание, по-настоящему украшающее село, — говорит Наталья Колесникова. – Мы чувствуем заботу о школе со стороны администрации района. Замечательно, что мы включены в стратегию развития района до 2025 года, ориентирующую на совершенствование системы дополнительного образования в соответствии с общероссийскими задачами. Наша цель – сохранить традиции, которыми мы богаты, и развивать их дальше».
В рамках регионального и муниципального софинансирования приобретены новый рояль и два итальянских баяна. Сейчас директор подала заявку на приобретение еще двух роялей для Кротовского филиала. Сегодня приоритеты распределены таким образом: в Кинель-Черкассах реализуются образовательные программы по музыке и живописи, в Тимашево – музыка и театр, в Кротовке – музыка, театр и живопись.
Профессиональные ориентиры
С 2013 года Министерство культуры РФ внедряет программу восьмилетнего предпрофессионального образования. Сейчас на базе школы искусств реализуются 2 образовательные программы по фортепиано и живописи, на следующий год будет начата предпрофессиональная подготовка детей по направлению «народные инструменты».
«Мы смело вошли в программу, — отмечает директор ДШИ . — Она требует осознания собственных возможностей, и когда внедрялась, был запрос из области, сможет ли район готовить профессионалов. Я отчиталась перед Алексеем Петровичем Поповым о качестве образования нашей школы, убедив его в нашей готовности. У нас из 32 педагогов 56% имеют высшее образование, 11% — первую и высшую категории. Это прямой показатель уровня педагогов».
О профессионализме местных специалистов можно судить по тому, что многие выпускники детской школы искусств из года в год становятся студентами престижных учебных заведений страны и Самарской губернии. В 2015 году еще пять выпускников связали свою профессиональную жизнь с искусством. Сейчас в Кинель-Черкасской ДШИ с нетерпением ждут своего выпускника – баяниста Евгения Котова. Новые кадры здесь очень нужны: педагоги загружены «до основания», у каждого из них по две ставки, а потребность района в дополнительном образовании детей гораздо выше. По мнению Натальи Колесниковой, в сфере культуры должна быть государственная политика, аналогичная той, что проводится в образовании и медицине, а именно закрепление молодых кадров на селе посредством предоставления жилья.
Богатая палитра возможностей
Культурный потенциал района очень высок, буквально каждый населенный пункт славится своими фольклорными ансамблями. Среди них и коллективы детской школы искусств. В настоящее время в школе 18 творческих коллективов различной направленности по видам искусства и по возрастному составу участников. Три коллектива ш колы не первый год участвуют в масштабных проектах района, представленных на губернских фестивалях «Рожденные в сердце России». Детский вокальный коллектив «Гармония» удостоен статуса «Образцовый художественный коллектив», а вокальный ансамбль «Лирика» преподавателей ДШИ имеет звание «Народный самодеятельный коллектив». В 2015 г. на международном конкурсе в Сочи эти два коллектива стали лауреатами первой степени. Кстати, администрация района выделила средства на костюмы, поэтому Самарская область выглядела красиво и достойно. За исполнение сложной 4-голосной песни без сопровождения зрители скандировали ансамблю «браво». Руководит ансамблями Тамара Мусаелян. Педагог Наталья Прилепина стала организатором, а теперь и руководителем колоритного ансамбля «Тимашевские ребятушки», в составе которого 8 мальчиков.
«Я готова поспорить с народной мудростью по поводу того, что незаменимых нет и свято место пусто не бывает. Когда человек уходит, он уносит с собой часть мира. Люди, связанные с творчеством, понимают это, как никто, — рассуждает Наталья Колесникова. – Поэтому важно, чтобы педагоги реализовали свой богатый потенциал в полной мере».
Опытные наставники вдохновляют ребят уже тем, насколько сами владеют мастерством. Непросто найти таких специалистов, как Ольга Кормишина (Кинель-Черкассы) и Галина Мазур (Кротовка), которые готовят художников высокого класса. Неслучайно в районе очень популярны ученические выставки изобразительного искусства, а школьный проект, посвященный творчеству художников Кинель-Черкасского района «Бродит родина тропками узкими», занял 2 место на региональном конкурсе.
Школа искусств постоянно участвует в театральных конкурсах, где яркими спектаклями радует зрителей Тимашевская театральная студия «Паяцы» (руководитель Элина Лебедева). В рамках образовательной программы «Театральное искусство» Кротовский педагог Татьяна Мышкина подготовила юного дипломанта второй степени областного конкурса художественного слова.
Педагогический потенциал позволяет строить планы на будущее. В их числе внедрение предпрофессиональной подготовки по программе народных инструментов, которую будут осуществлять замечательные педагоги Татьяна Казакова и Гульнара Хайруллина.
Директор школы Наталья Колесникова – сама великолепный педагог по классу фортепиано, и вместе с тем почти 10 лет вела цикл передач на местном телевидении. «У нас была программа, в которой мой культурно-просветительский рассказ чередовался выступлениями ребят. Дети, которые ходят в школу, ощущают себя в этом мире творцами, — объясняет она. – Раскрыть потенциал одаренного ребенка – значит вложить в него веру в свои творческие возможности и подготовить к решению сложнейших исполнительских задач».
Базируясь на принципах классических программ, преподавателям удается напитать образовательный компонент творческими идеями. Так, исходя из пожеланий учащихся – играть на гитаре, появилась новая образовательная программа. Еще одна тема реализована по просьбе родителей – открыть для дошкольников программу раннего эстетического развития.
Наталья Колесникова, директор ДШИ муниципального района Кинель-Черкасский:
— Мы должны дать базовое классическое образование, а значит, найти среди жителей отклик, чтобы в каждой семье понимали ценность академического искусства. Это наша цель, поэтому мы регулярно бываем с концертами в школах и детсадах, чтобы люди нас знали, приводили к нам детей и для профессии, и для общего развития, и для души. Мы рады, что обращение к ценностному потенциалу человека сейчас поддерживается на всех уровнях, это означает, что воспитание всесторонне развитого человека становится приоритетом государства. Это значит, что наша работа нужна и важна для общества.