Системный подход

31 марта 2016

Основой действий Счетной палаты должны стать кроме контроля и конкретные меры по изменению административно-управленческих систем 
Сегодня роль личности во многом определяет ход истории, и вряд ли найдутся отрицающие этот тезис. Взять хотя бы деятельность Президента РФ Владимира Путина, а также деятельность губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Если через призму этого тезиса посмотреть на работу Счетной палаты Самарской области, то эффективная деятельность здесь также определяется качественным, системным подходом первого лица — председателя Счетной палаты СО Антонины Зубковой.
Сергей Гвоздев, Дмитрий НЕДЫХАЛОВ (фото)

— Прошло уже два года, как вы руководите Счетной палатой Самарской области. Уже назрели изменения в направлении задач и функций палаты?
— От эффективности и качества деятельности контрольно-счетных органов в значительной степени зависит решение поставленных руководством области задач социально-экономического развития региона и, как следствие, обеспечения устойчивого роста благосостояния граждан, динамичного развития и модернизации экономики губернии. Только за 2015 год Счетной палатой Самарской области проведено 38 контрольных и 354 экспертно-аналитических мероприятия. Объем проверенных средств составил 360,3 млрд рублей. В результате проведенных мероприятий выявлено нарушений и недостатков на общую сумму 13,5 млрд рублей. В 2015 году по материалам Счетной палаты возбуждено семь уголовных дел. Кроме того, в начале 2016 года по материалам проверок, проведенных Счетной палатой в 2015 году, возбуждено еще пять уголовных дел.
Как и в предыдущие годы, одним из основных направлений деятельности Счетной палаты остается достижение быстрой и эффективной обратной связи с объектами данных проверок, органами государственной власти, правоохранительными органами в целях профилактики и пресечения нарушений финансовой дисциплины. Однако основой действий Счетной палаты должно стать не только проведение контрольных мероприятий с целью оценки эффективности расходов и установления отклонений и нарушений, но и конкретные меры по изменению административно-управленческих систем. Мы уделяем внимание совершенствованию механизмов бюджетирования на программных принципах и с учетом необходимости концентрации средств на перспективных «прорывных» направлениях; повышению ответственности, прозрачности и экономности закупок юридических лиц с государственным участием; внедрению алгоритмов превентивного контроля и усилению его профилактического эффекта.
— Планируете ли вы развивать эксперт-но-аналитическое направление работы и совершенствовать инструменты системного анализа?
— Что касается экспертно-аналитического направления работы Счетной палаты, одной из главных целей является обеспечение результативности, системности, преемственности и плановости в расходовании бюджетных средств, исключение «потери» объектов или целых направлений в ходе реализации государственных программ.
В этой связи важным является создание постоянно обновляемой информационной базы о реальных результатах реализации государственных программ Самарской области и объективном эффекте от бюджетных вложений, будь то капитальное строительство или компенсация затрат, понесенных социально ориентированными некоммерческими организациями, использование имущества или оказание государственных услуг.
Сегодня рассматривается вопрос об установлении прямой зависимости уровня заработной платы в органе государственной власти от наличия и объема выявленных в его деятельности нарушений. Также обсуждается возможность установления персональной ответственности должностных лиц за недостижение запланированных показателей по государственным программам. Это, безусловно, важно, и все же определяющим является эффективная и слаженная работа управленческих структур на всех этапах формирования и исполнения бюджета с тем, чтобы каждый на своей позиции эффективно действовал с самого начала, а не только после корректировки со стороны контролеров.
Кроме того, важным является усиление работы с муниципалитетами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Сейчас муниципалитеты получают большие объемы финансирования и нами, совместно с финансовыми структурами Самарской области и муниципальных районов, ведется работа в данном направлении.
— Счетная палата в своей деятельности отталкивается от принципов системности. На какое направление в работе вы сегодня стараетесь делать акцент: правовая экспертиза, информационный аудит, бухгалтерский аудит, аудит эффективности и методический аудит?
— Говоря о системности, хочется отметить, что в ходе контрольных мероприятий в 2015 году проверено использование бюджетных средств, выделенных ГРБС на реализацию мероприятий шести областных целевых программ и восьми государственных программ Самарской области. В нормативных актах, определяющих порядки предоставления субсидий, выявлен ряд системных недостатков, способствующих нарушениям при использовании денежных средств. Серьезную озабоченность вызывает широкое распространение механизма возмещения за счет бюджетных средств затрат, понесенных некоммерческими организациями, посредством предоставления субсидий, при этом данный механизм государственной поддержки является правомерным.
Механизм субсидирования, в отличие от прямых закупок, уязвим для системных нарушений. Вопросы предварительного контроля заявленных потребностей и расходов в порядках предоставления субсидий и соглашениях между государственными органами и получателем субсидии не освещаются и на практике не реализуются. Механизмы анализа контрагентов получателя субсидии, а также оценки целесообразности и обоснованности приобретенных получателем субсидии товаров (работ, услуг) отсутствуют. Кроме того, перечень видов затрат, подлежащих возмещению, является открытым, зачастую не устанавливается состав документов, подтверждающих фактически понесенные затраты.
Проверка расходов по предоставлению субсидий некоммерческим организациям будет продолжена Счетной палатой при проведении контрольных мероприятий в 2016 году.
В соответствии с Регламентом Счетной палаты поручения Самарской губернской думы, предложения и запросы губернатора Самарской области включаются в план работы по итогам рассмотрения коллегией Счетной палаты, а также с учетом проведенных в предыдущих периодах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Важно отметить, что в 2016 году отдельным направлением будет выделен контроль за расходованием бюджетных средств на мероприятия, связанные с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Действующий план работы Счетной палаты 2016 года построен на основе укрупненных блоков, сформированных с использованием одного из следующих объединяющих признаков:
— изучение определенного направления (сферы) расходования средств областного бюджета;
— изучение деятельности конкретного главного распорядителя бюджетных средств;
— изучение механизма и итогов реализации отдельной государственной программы Самарской области.
Каждый укрупненный блок включает в себя контрольные мероприятия
в отношении конкретных организаций или государственных программ,
а также экспертно-аналитическое мероприятие, целями которого являются:
— обобщение итогов проверок;
— проведение дополнительных исследований для получения целостной, законченной картины
по укрупненному блоку;
— анализ деятельности объектов проверки по устранению нарушений, выявленных
Счетной палатой
в ходе контрольных мероприятий.

Обсуждение закрыто.