Увидеть главное

17 марта 2016

Несмотря на сложные внешние условия, глазная больница продолжает развиваться на заложенном в прежние годы фундаменте

Как удается продвигать новые технологии и каких успехов добивается офтальмологическая служба губернии, рассказывает главный врач Самарской областной клинической офтальмологической больницы им. Т.И. Ерошевского профессор Андрей Золотарев.

Людмила МОЛЯКОВА

Золотарев А.В.— Андрей Владимирович, как Вы развиваете наследие Ерошевского?

— Нынешнее состояние больницы можно охарактеризовать как продолжающееся развитие с ускорением на основе созданного ранее фундамента традиций. Но в физическом смысле фундамент больницы обветшал, и это задерживает нас в движении вперед.

При Тихоне Ивановиче было заведено, что уважительное и внимательное отношение к проблемам пациентов всегда рассматривались как важнейший элемент лечебной работы. Вежливость и корректность требовались от любого сотрудника больницы не меньше, чем профессионализм и знания.

Недавно мы пригласили профессионального психолога и провели психологическую диагностику так называемого «фронт-офиса», то есть тех сотрудников, которые первыми встречают пациентов. И выявили ряд серьезных проблем. Были и недоработки чисто организационного плана, но были и весьма неожиданные и поучительные для нас выводы специалистов. Мы провели серьезную работу среди персонала, по сути тренинги, и быстро получили результат: количество благодарностей выросло значительно.

— Своевременное внедрение новейших технологий – тоже традиция, заложенная доктором Ерошевским?

— Безусловно. Например, первую в России кератопластику, то есть пересадку роговицы, сделал именно Тихон Иванович. Мы вовремя взялись за внедрение новейших хирургических технологий, которые снижают травматичность операций и позволяют оперировать многих пациентов амбулаторно.

Все это привело к тому, что мы смогли перевести значительную часть наших пациентов на режим стационарозамещения. Более того, за счет разницы в стоимости стационарозамещающего лечения и круглосуточного стационара мы пролечили тысячу человек в 2015 году практически бесплатно для ТФОМС. Это выгодно всем: наши расходы уменьшились, а Фонд ОМС сэкономил средства на лечение жителей области, очередь на лечение сократилась. При этом улучшаются условия для тех пациентов, которым из-за особой сложности заболеваний действительно необходимо круглосуточное лечение.

Мы еще с середины 90-х годов начали активно внедрять ультразвуковую хирургию катаракты, и сейчас у нас более 80% операций делаются по самой современной технологии амбулаторно, с применением микроразрезов, мягких хрусталиков, современных приборов, модулированного ультразвука…

Рядом несомненных преимуществ обладает непроникающая хирургия глаукомы. Технологии и особенности ее применения мы начали осваивать более 20 лет назад (Этой теме была посвящена докторская диссертация А.В. Золотарева. — Прим.ред.). Микротравматичная технология сегодня широко используется врачами больницы.

— Как все же обстоят дела с фундаментом: каково состояние зданий?

— Больница работает 53 года в прежних условиях, с технической точки зрения завершив свой жизненный цикл. Вообще-то срок службы помещений больницы подобного уровня — 50 лет. Это изначально была типовая медсанчасть на 150 коек, и никаких операционных, лазерных, детского отделения проект не предусматривал. И лечили в тех условиях в стационаре тысяч пять пациентов, а не 20 тысяч, как мы в 2015 году. Кстати, это абсолютный рекорд за все время существования больницы.

И если главный корпус больницы выглядит пока прилично, детский корпус уже вызывает вопросы, а уж поликлиника вообще находится в аварийном состоянии.

— Давно назрел вопрос о реконструкции больницы…

— В нынешних условиях говорить о реконструкции за счет бюджета сложно, варианты реконструкции больницы сейчас прорабатываются в рамках государственно-частного партнерства. Сложностей прибавляет и масштаб предстоящих работ: нужно перестраивать практически все.

Поэтому пришлось принять, возможно, не очень приятное, но необходимое решение. В Минздраве нам предложили для поликлиники часть помещений на ул. Запорожской, 26. И с 14 марта мы начали там работу. Мы понимаем, первое время не исключены сложности, нестыковки, но мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы жители Самары и области не почувствовали неудобств: втрое увеличена регистратура, запись на прием — через Интернет и по телефону, выделена специальная диагностическая линия, подключены все приборы, необходимые для эффективной, быстрой и качественной работы.

Обсуждение закрыто.