Несмотря на сложные внешние условия, глазная больница продолжает развиваться на заложенном в прежние годы фундаменте
Как удается продвигать новые технологии и каких успехов добивается офтальмологическая служба губернии, рассказывает главный врач Самарской областной клинической офтальмологической больницы им. Т.И. Ерошевского профессор Андрей Золотарев.
Людмила МОЛЯКОВА
— Андрей Владимирович, как Вы развиваете наследие Ерошевского?
— Нынешнее состояние больницы можно охарактеризовать как продолжающееся развитие с ускорением на основе созданного ранее фундамента традиций. Но в физическом смысле фундамент больницы обветшал, и это задерживает нас в движении вперед.
При Тихоне Ивановиче было заведено, что уважительное и внимательное отношение к проблемам пациентов всегда рассматривались как важнейший элемент лечебной работы. Вежливость и корректность требовались от любого сотрудника больницы не меньше, чем профессионализм и знания.
Недавно мы пригласили профессионального психолога и провели психологическую диагностику так называемого «фронт-офиса», то есть тех сотрудников, которые первыми встречают пациентов. И выявили ряд серьезных проблем. Были и недоработки чисто организационного плана, но были и весьма неожиданные и поучительные для нас выводы специалистов. Мы провели серьезную работу среди персонала, по сути тренинги, и быстро получили результат: количество благодарностей выросло значительно.
— Своевременное внедрение новейших технологий – тоже традиция, заложенная доктором Ерошевским?
— Безусловно. Например, первую в России кератопластику, то есть пересадку роговицы, сделал именно Тихон Иванович. Мы вовремя взялись за внедрение новейших хирургических технологий, которые снижают травматичность операций и позволяют оперировать многих пациентов амбулаторно.
Все это привело к тому, что мы смогли перевести значительную часть наших пациентов на режим стационарозамещения. Более того, за счет разницы в стоимости стационарозамещающего лечения и круглосуточного стационара мы пролечили тысячу человек в 2015 году практически бесплатно для ТФОМС. Это выгодно всем: наши расходы уменьшились, а Фонд ОМС сэкономил средства на лечение жителей области, очередь на лечение сократилась. При этом улучшаются условия для тех пациентов, которым из-за особой сложности заболеваний действительно необходимо круглосуточное лечение.
Мы еще с середины 90-х годов начали активно внедрять ультразвуковую хирургию катаракты, и сейчас у нас более 80% операций делаются по самой современной технологии амбулаторно, с применением микроразрезов, мягких хрусталиков, современных приборов, модулированного ультразвука…
Рядом несомненных преимуществ обладает непроникающая хирургия глаукомы. Технологии и особенности ее применения мы начали осваивать более 20 лет назад (Этой теме была посвящена докторская диссертация А.В. Золотарева. — Прим.ред.). Микротравматичная технология сегодня широко используется врачами больницы.
— Как все же обстоят дела с фундаментом: каково состояние зданий?
— Больница работает 53 года в прежних условиях, с технической точки зрения завершив свой жизненный цикл. Вообще-то срок службы помещений больницы подобного уровня — 50 лет. Это изначально была типовая медсанчасть на 150 коек, и никаких операционных, лазерных, детского отделения проект не предусматривал. И лечили в тех условиях в стационаре тысяч пять пациентов, а не 20 тысяч, как мы в 2015 году. Кстати, это абсолютный рекорд за все время существования больницы.
И если главный корпус больницы выглядит пока прилично, детский корпус уже вызывает вопросы, а уж поликлиника вообще находится в аварийном состоянии.
— Давно назрел вопрос о реконструкции больницы…
— В нынешних условиях говорить о реконструкции за счет бюджета сложно, варианты реконструкции больницы сейчас прорабатываются в рамках государственно-частного партнерства. Сложностей прибавляет и масштаб предстоящих работ: нужно перестраивать практически все.
Поэтому пришлось принять, возможно, не очень приятное, но необходимое решение. В Минздраве нам предложили для поликлиники часть помещений на ул. Запорожской, 26. И с 14 марта мы начали там работу. Мы понимаем, первое время не исключены сложности, нестыковки, но мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы жители Самары и области не почувствовали неудобств: втрое увеличена регистратура, запись на прием — через Интернет и по телефону, выделена специальная диагностическая линия, подключены все приборы, необходимые для эффективной, быстрой и качественной работы.