Влюблена по собственному желанию

29 марта 2016

О том, как свою мечту превратить во всеобщее культурное достояние

 

Директор Самарского литературно-мемориального музея имени М. Горького Людмила Савченко 40 лет посвятила главному делу жизни. Она создала музей мечты, реализовалась в авторстве арт-проектов и просветительской работе, стала авторитетным экспертом в сфере культуры и даже в собственной семье открыла династию музейщиков. Она живет в высоком напряжении, удивляя тем, что ей такая жизнь по душе. В канун своего юбилея Людмила Савченко рассказала «Первому» о том, что дает современной женщине ощущение счастья и полноценной жизни.

Людмила КРУГЛОВА, Вероника ПОДРЕЗОВА (фото)

 

Что значит быть первой

 

Людмила Савченко  2— Людмила Михайловна, вы вошли в число победителей акции «Женщины городского округа Самара-2015». Вам нравится гендерный аспект конкурса?

 

— Приятно быть женщиной года в огромном городе, где живет много красивых, умных, талантливых женщин. Но я ведь отмечена в номинации «Специалист в сфере культуры», поэтому еще более приятно, что отношение к культуре стало меняться в лучшую сторону. К счастью для нас, людям стал интересен досуг, связанный с интеллектуальными потребностями. Я дорожу тем, что музей-усадьба Алексея Толстого посещаем и востребован. Это очень большая ответственность, потому что возросли требования к организации выставочного пространства, а значит, нужно соответствовать тенденциям времени, предлагать актуальные экспозиции и арт-проекты.

 

— Вас считают новатором в музейной отрасли. Что лежит в основе ваших начинаний?

 

— Свойство характера. Люблю делать что-то впервые. Я давно в музейном деле, с 1976 года, и мне часто приходилось быть первопроходцем. В 1993 году в городе Ноябрьске Тюменской области я создала первый в России детский музей. Тогда такие музеи были только в США, и мы вошли в ассоциацию американских и европейских музеев. Переехав в Тольятти, я по сути стала антикризисным менеджером краеведческого музея, который был на грани закрытия. Выход из кризиса я видела в активном прорыве. Была придумана акция «Музейный пикник», она оказалась успешной. В Тольятти я создала ассоциацию музеев городов Поволжья, там была очень серьезная деловая составляющая. В Самарский литературно-мемориальный музей имени Горького я пришла с опытом инновационных проектов, и оказалось, что здесь тоже необходимы прорывные технологии. Те же акции «Ночь в музее», «Ночь искусств», интерактивная экспозиция «Приключение с Буратино» для детей, Самарская литературная биеннале, фестиваль современной драматургии «Ливановка», проект «Мир — текст — музей» — все это прозвучало в культурном пространстве по-новому и привлекло молодежную аудиторию. Стараемся, чтобы молодые люди стали постоянными участниками наших арт-проектов.

Элемент интерактивной экспозиции "Приключение с Буратино»

Элемент интерактивной экспозиции «Приключение с Буратино»

 

— Плыть против течения страшно…

 

— Страшно, когда начинает засасывать болото. Если человек говорит, что он состоялся, достиг всего, на этом можно ставить точку. У меня были сложные периоды, и если бы я не шла против течения, я бы не достигла желаемого результата._

 

Культурные коды

 

— Людмила Михайловна, а как становятся музейщиками?

 

— Музейщик — не профессия, а диагноз. Музей диктует определенные качества характера, и либо ты влюбляешься в музейное дело на всю жизнь, либо уходишь. Кстати, я уходила, пыталась заняться бизнесом, пыталась быть чиновником. Через полгода мне становилось скучно, и я начинала читать коллегам лекции об искусстве. Я вернулась к любимому делу, поняв, что только здесь могу реализоваться. Ошибается тот, кто думает, что музей — это тихая гавань. Напротив, здесь очень динамичный темп. В музее остаются только неравнодушные и творческие люди.

 

— Темп задаете вы, как руководитель?

 

— Время диктует темп. К примеру, сегодня для многих людей имя Максима Горького не столь популярно. Для музея важно актуализировать личность и творчество писателя, это серьезный труд, требующий новаторства и переосмысления. Мы сделали интерактивную экспозицию «Воображаемая квартира Алексея Пешкова», а затем, на базе выставки, создали проект «Один день сотрудника «Самарской газеты». Мы искали параллели, которые сделают писателя современным, и это нашло отклик в сознании людей. У нынешнего поколения другая визуальная культура, и если музейщик этого не понимает, он может проиграть.

 

— Миссия музейщиков — сбережение культурного наследия. Как она осознается с точки зрения профессионала?

 

— Я часто думаю о том, что мы не оставляем после себя культурного следа. Что через 30 лет будут рассказывать музейщики о нашем периоде жизни? Не знаю. И т ем паче начинаешь с большим уважением относиться к предыдущим поколениям, которые столетиями создавали коллекции. Я вижу, как в Самаре разрушают памятники архитектуры, труд многих поколений, и вместе с этим мы теряем пласты истории. Так что функция сохранения чрезвычайна важна для всего человечества и для каждого человека. Задача музея — показывать, что надо хранить историю и культуру. У меня есть чувство вины перед будущими сотрудниками. Мы не оставляем им шанса думать о нас хорошо.

СамЛитМузей 2

Питательная среда

 

— Людмила Михайловна, какая культурная среда вас сформировала?

 

— Я родилась в очень хорошей любящей семье и благодарна родителям, у которых на первом месте всегда стояли дети. Они много давали нам в плане развития, каждое лето на машине мы ездили по городам России и союзных республик. Будучи выходцами из простых семей, родители обладали редчайшей внутренней культурой. За всю жизнь они не допустили ни одного конфликта при детях. Наш дом был пристанью для друзей, где они отдыхали душой. Я начинала работать в Донецком художественном музее, где была очень маленькая зарплата, и они сказали, поможем, лишь бы тебе это дело нравилось. Потом помогали растить сына, когда я уезжала в командировки. Я всегда ощущала поддержку родителей, которая давала мне жизненную силу.

 

— Что вы считаете своим личным достижением?

 

— Мое достижение в том, что в Самаре родилась семейная династия, поскольку сын тоже руководит Музеем модерна, сделал его с нуля и проявил себя грамотным менеджером в сфере культуры. Его жена Екатерина Орлова работает в нашем музее. Втроем мы много делаем для развития музейного дела и городского культурного пространства.

 

— Как случилось, что сын пошел по стопам матери?

 

— У него не было другого выхода, потому что с детства он был рядом со мной. По сути, детский музей в Ноябрьске я создавала ради него. Жизнь давала мне много встреч с интересными людьми, сын общался с первыми музейщиками России, сама атмосфера д авала ему питательную среду. Не случайно дети идут по стопам и добиваются больших успехов, чем родители. Сын вырос в атмосфере любви, поэтому у меня с ним сложились близкие доверительные отношения. Я счастливая мать. Сейчас у него своя семья, растет внучка Сонечка — мое самое большое счастье.

 

— Что вам доставляет радость вне работы?

 

— Опять-таки освоение новых пространств. В 58 лет я села за руль. Пыталась и раньше научиться вождению, но тщетно. Когда родилась внучка, решила, что должна ее видеть часто, а мы живем в разных концах города. Еще открытие — я никогда не вязала, не шила, а недавно вдруг занялась рукоделием. Обнаружила, что в моем доме не хватает милых женских штучек, и начала осваивать декупаж. К удивлению, у меня получилось. Сделала себе замечательную лоджию в стиле «прованс». Всем нравится. А я знакомлюсь с собой заново.

СамЛитМузей

 

Обсуждение закрыто.