Тольяттинская школа №84 вошла в число 11 школ города, получивших благословение на ведение предмета «Основы православной культуры»
В настоящее время школа столкнулась с проблемой нравственно-духовного воспитания детей, с необходимостью формирования у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурно-религиозных традиций. Значительных успехов в решении поставленных задач достиг педагогический коллектив МБУ школы №84 г. Тольятти.
Светлана КЕЛАСЬЕВА
В школе №84 всегда уделялось особое внимание воспитанию нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, патриотизма. Работа велась по нескольким направлениям. Так, в 2008 г. был создан школьный музей «Родина», в котором проводятся православные праздники: «Покрова», «Рождественские посиделки», «Широкая Масленица», «Пасхальные узоры», а также мероприятия, посвященные памятным датам.
Ежегодно 19 декабря, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, ребята участвуют в акции милосердия «Протяни руку помощи» — готовят подарки пожилым людям в доме ветеранов труда и детям из дома ребенка, организовывают концерты и представления, оказывают волонтерскую помощь инвалидам.
С 2013 года 14 марта в школе проходит день православной книги. Организуется выставка «Свет дневной есть слово книжное»: учащиеся узнают об истории создания первой печатной книги на Руси, у них проходят уроки-путешествия, со старшеклассниками отец Феодор проводит беседы «Откуда берутся фанатизм и экстремизм?», «Духовные книги о любви, семье, браке».
Формированию нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) и нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний) способствует проведение духовно-патриотических праздников. К ним относятся цикл мероприятий «России славный сын», посвященных 750-летию памяти святого великого благоверного князя Александра Невского, спортивная эстафета «Имя России» и др. Также нельзя не сказать об участии ребят в городских конкурсах и конференциях — «Покровские чтения», «Пасхальные чтения», «Вифлеемская звезда».
В 2015 г. администрация школы приняла решение стать экспериментальной площадкой городского проекта «Духовное наследие». Свое желание изъявили восемь педагогов — учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории. Они прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе преподавания курса «Основы православной культуры».
В рамках проекта «Духовное наследие» прошло несколько внеурочных мероприятий. Одним из наиболее значимых стал праздник «Россия — великая судьба», приуроченный ко Дню памяти Александра Невского (6 декабря) и посвященный русским святым и знаменитым полководцам. Ребята посмотрели фильм «Храм Александра», созданный учащейся 10 «Б» класса Яной Полищук, в котором она рассказала, как воздвигался храм и почему он нужен прихожанам. Праздник запомнился многим как доброе и светлое событие, было принято решение сделать его ежегодным.
Главный результат, на который надеются педагоги школы №84, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Сергей Чесноков, директор МБУ «Школа №84» г. Тольятти:
— Наша школа вошла в число 11 школ Тольятти, получивших благословление на ведение предмета «Основы православной культуры». Работа ведется в тесном сотрудничестве с Русской православной церковью, у нас есть свой наставник, есть куратор. Приступая к реализации этого проекта, мы уже имели наработанную базу, которую и взяли за основу. Элементы основ православной культуры уже использовались нашими педагогами на уроках в 4 классе, поэтому возникло желание поработать в качестве экспериментальной площадки на параллели 2-7 классы.
Наталья Лапшина, учитель начальных классов школы №84 г. Тольятти:
— Светскому педагогу зачастую не хватает глубины православных знаний, методик и приемов работы. Светская школа не может обеспечить необходимой глубины, учитель может только затронуть эту тему, расставить акценты. Нам очень помогли встречи за круглым столом с благочинным отцом Александром и отцом Федором.