С задачей создания единой духовно-нравственной среды для подрастающего поколения успешно справляются педагоги Тимофеевской детской школы искусств
Перед современным православным воспитанием стоят очень непростые задачи. Связано это в первую очередь с тем, что опыт у нас небольшой — в России лишь совсем недавно, в конце ХХ века, стали серьезно осмысливать проблемы православной педагогики. Кроме того, сам воспитательный процесс, обращенный к личности ребенка, всегда индивидуален, воспитание духовности — это огромный труд, который дает положительные результаты только в том случае, если подходить к нему всем вместе, сообща. В этом уверены педагоги Тимофеевской детской школы искусств, на протяжении многих лет работающие над созданием единого православного пространства для своих воспитанников.
Светлана КЕЛАСЬЕВА
Уже около 20 лет Тимофеевская детская школа искусств, расположенная в Ставропольском районе Самарской области, выполняет важную государственную задачу, делая акцент на духовно-нравственном воспитании сельских ребят. Помогают в этом священники — настоятели храмов, руководители воскресных школ. Например, священник из с. Ташла Николай Винокуров, хранитель бесценного Божьего дара — Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», и преподаватели воскресной школой при Свято-Троицком храме. Охотно сотрудничают со школой искусств отец Сергий, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительницы хлебов» в с. Тимофеевка, и педагоги воскресной школой при храме. Тесные связи налажены и с православной школой «Ковчег» при храме в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанской Божьей матери и священником отцом Алексеем, настоятелем храма в с. Верхнее Санчелеево.
Сама атмосфера здешних мест как нельзя лучше способствует воспитанию детей в православных традициях. Конечно, все начинается с семьи — местные жители сами отличаются высокой духовностью и стараются привить ее своим детям. Однако родители не всегда могут доходчиво, на простом понятном языке объяснить ребенку многие вещи, касающиеся веры, православия, понимания отдельных заповедей. И здесь на помощь приходит воскресная школа. В селе строится храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов», настоятелем в котором является отец Сергий. При храме работает воскресная школа, где ребята в том числе занимаются творчеством, некоторые занятия организуются совместно с Тимофеевской детской школой искусств. Ее преподаватели считают, что недостаточно просто рассказать ребенку, что можно делать, а что нельзя, главная задача взрослых — зажечь в душах детей огонь веры и любви, обратить их к духовному миру, расположить к общению с Богом.
Вообще в этих краях очень трепетно относятся к православным традициям, их чтут и продолжают. Все село собирается на рождественские концерты, организованные силами здешних творческих коллективов, все вместе встречают Пасху. Учащиеся школы искусств очень любят такие праздники, всегда с удовольствием выступают перед односельчанами и гостями из соседних сел, с радостью демонстрируя им свои таланты и достижения.
Неподалеку расположено село Ташла. Оно возникает как-то сразу: едешь асфальтовой дорогой, отмеривая для себя: Васильевка, Узюково — и вдруг справа на взгорье видишь Свято-Троицкий храм. Уютный, теплый, намоленый — кажется, что служба здесь не прекращалась никогда, ни на один день. И впечатление такое, что испокон века здесь служит священник Николай Винокуров, хранитель бесценного Божьего дара — Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед».
Здесь, в самой глубинке Ставропольского района, в воскресной школе при Свято-Троицком храме, руководителем которой является Наталья Михайлова, преподаватели детской школы искусств Олег Федосеев и Олег Качаев, а также директор этого учебного заведения Ирина Малафеева обучают детей живописи и музыке, игре на фортепиано и гитаре. Ребят из близлежащих сел — Ташла, Мусорка, Узюково, Пискалы — знакомят с великой русской культурой, дают им музыкальное православное образование, основанное на идеях добра и любви к ближнему. Учителя и дети надеются, что когда-нибудь у них в Ташле появятся свои собственные музыкальная и православная школы. «Как бы хотелось выучить сельских ребятишек, посеять зерно, чтобы в будущем они продолжили начатое дело своих учителей…», — говорит Ирина Малафеева.
В стороне от городской суеты, в полном отдалении находится село Верхнее Санчелеево. На въезде радует глаз белоснежная церковь, храм в честь иконы Казанской Божьей Матери, при которой уже много лет работает православная школа «Ковчег», руководит ею Бахар Давыдова. Преподаватели Тимофеевской детской школы искусств Олег Качаев и Ирина Малафеева дали музыкальное образование многим ребятам, посещающим православную школу села Верхнее Санчелеево. Среди них Мария Ким, Римма Давыдова, Глеб Костин и многие другие. «Это удивительные дети — добрые, скромные, трудолюбивые. Маленькие роднички… Смотришь на этих ребятишек — и сердце замирает от радости», — говорит про своих учеников директор Ирина Малафеева.
Столь плодотворный союз нескольких учреждений дополнительного образования дает возможность детям из малых российских сел, в том числе ребятам из социально-незащищенных и многодетных семей, получить первые навыки будущего музыкального образования. Работая в тесном сотрудничестве, педагоги способствуют формирования у детей самых главных духовно-нравственных качеств: любви к ближнему, чувства долга и ответственности, патриотизма, милосердия и великодушия. Объединяет педагогов и воспитанников не только тяга к прекрасному и возвышенному, но и общие дела, общие мечты и заботы. Например, сейчас и дети, и учителя мечтают о том, чтобы у их школы искусств появилось свое собственное здание. Тогда гораздо больше ребят могли бы в более комфортных условиях постигать азы культуры, обучаться музыке, хореографии, заниматься художественной деятельностью, расти и совершенствоваться в духовном плане.
Ирина Малафеева, директор МБОУ ДОД Тимофеевская детская школа искусств:
— Только то в человеке надежно и прочно, что вошло в него с раннего детства, поэтому забота о воспитании благочестия должна начинаться с первых лет жизни. И мало того, что сызмальства нужно учить хорошему и разумному, необходимо еще и оберегать ребят от плохих примеров. Детей надо вызывать на добрые дела, доброделанию надо учить, как всякому другому делу, главным образом, чтобы сформировать их духовно богатыми личностями.