Светлана Дашевская ведет «Основы православной культуры» более 10 лет
«Основы православной культуры» — предмет, который выбирают к изучению большинство родителей. Однако далеко не во всех школах получается преподнести его на должном уровне, не везде он находит желаемый отклик со стороны подрастающего поколения. И тут секрет кроется в учителях. В настоящее время таких, кто сможет передать всю глубину православной культуры и найти отклик в детских душах, единицы. Такой уникальный человек есть в Большеглушицкой школе №1.
Евгения БУСЛАЕВА
Светлана Дашевская преподает «Основы православной культуры» более 10 лет. При этом являясь учителем русского языка и литературы, а также классным руководителем, она ставит перед собой задачу воспитания патриотического сознания школьников. И с этой целью во всех направлениях своей деятельности учитель опирается на ценности православной культуры, так как именно она является основой нравственных ценностей нашего народа.
«Насущными задачами школы являются воспитание национального и гражданского самосознания, любви к Родине, к труду как к святой обязанности человека, нравственного образа жизни и стремления к культуре, — считает Светлана Дашевская. – И именно в православии заложены основные понятия и ценности, определяющие жизнь народа. Русский человек воспринимал Родину, как Богом данную землю, ощущал ответственность за ее судьбу. И вот это православное понимание основополагающих сторон бытия и делает человека настоящим гражданином и патриотом своей Родины. Православие — государствообразующая и культурообразующая конфессия, основа русского патриотизма».
Православная нить проходит через всю деятельность педагога. Каждый урок русского языка и литературы Светлана Дашевская старается сделать уроком гражданственности и патриотизма, рассматривая идейное содержание произведений и характеры героев через призму православных ценностей. Главную задачу она видит в сохранении языка, в формировании у детей чувства гордости за свой язык, бережного отношения к этому дару. Особое место на ее уроках отводится борьбе со сквернословием, Светлана Дашевская подчеркивает духовную опасность этого явления.
На классных часах ученики вместе с учителем обращаются к творчеству великих русских писателей и местных авторов, воспевающих красоту родной земли. Дети прикасаются к культуре во время экскурсий в храмы и музеи Самары. О бережном отношении к красоте родной земли речь заходит во время походов на природу. Навыки здорового образа жизни прививаются через отношение к своему телу как к храму духа, как и учит православная культура.
Преподает Светлана Дашевская и в воскресной школе. С местным храмом Архистратига Божия Михаила у общеобразовательной школы давние и крепкие связи. Нынешний его настоятель отец Дмитрий Дурнов, как и его предшественник, отец Алексей Белоцерковский, оказывают помощь учителям в преподавании православной культуры. Будучи человеком творческим и разносторонним, настоятель храма вместе с педагогами воскресной школы старается вызвать неподдельный интерес у ребят к работе и учебе как в общеобразовательной, так и в воскресной школе. Этому способствует организация представлений к православным праздникам, во время которых дети участвуют в театральных постановках, с особым интересом готовят выступления в вертепном театре.
Уроки православной культуры, занятия в воскресной школе приобщают большеглушицких ребят к традиционному в России пониманию жизни как беззаветного служения Родине и учит гармонизировать отношения с другими людьми, основываясь на заповеди «возлюби ближнего, яко самого себя».
Светлана Уколова, директор ГБОУ СОШ №1 села Большая Глушица:
— Сегодня предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и его модуль «Основы православной культуры» включен в обязательную программу только четвертых классов. В курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе большой блок также отводится православной культуре. Остальные дети приходят к Светлане Владиславовне на внеурочные занятия. Вести этот предмет могут, на мой взгляд, очень редкие педагоги, потому что этому ни на каких курсах не научишь. Нужно, чтобы учитель верил сам в то, что говорит, и тогда дети поверят его словам. И мы рады, что у нас есть такой педагог, который пользуется большим авторитетом у детей. Мы уверены, что доброта, милосердие и другие нравственные качества у ее учеников всю оставшуюся жизнь будут на первом месте.