Через слово к душе

10 мая 2016

Методическое пособие, разработанное педагогами гимназии №54 «Воскресение», «Библия на уроках русского языка» войдет в сборник образовательных программ по духовно-нравственному воспитанию

 

С 29 по 30 марта в с.Дивеево Нижегородской области в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре прошел ежегодный педагогический конкурс «Серафимовский учитель». «Получить это звание на земле самого преподобного Старца — своего рода вершина деятельности любого педагога, чей труд направлен на духовно-нравственное воспитание детей и подростков», — считают организаторы конкурса.

 

СОШ 54. Фото Бочкова В.А.Вячеслав БОЧКОВ, директор МБОУ гимназия №54 «Воскресение» г. Самары

 

Конкурс проводился благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского и Нижегородской епархией в регионах Приволжского ФО уже в десятый раз. Мероприятие объединяет педагогов с активной жизненной позицией, помогающих детям найти верные ценностные ориентиры, призван возродить духовные традиции и поднять статус учителя. Самарская область входит в число наиболее активных регионов-участников. Педагоги МБОУ гимназия №54 «Воскресение» г. Самары уже не в первый раз участвовали в нем. Конкурс давно стал поистине всероссийским форумом по обсуждению путей решения проблем духовно-нравственного воспитания. В прошлом году материалы гимназии, представленные на конкурс, получили высокую оценку жюри, и несколько наших педагогов были приглашены для участия в этом, 2016 году.

На этот раз мы представили на конкурс методическое пособие по орфографии и пунктуации для 4-7 классов «Библия на уроках русского языка» (авторы — сотрудники гимназии: Марина Костылева, Тамара Самсонова, Галина Серова, Ирина Спиридонова). По результатам защиты и проведения мастер-классов авторы данной разработки были награждены дипломами победителей. Текст доклада рекомендован к публикации в сборнике образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. Пособие содержит языковой материал Священного Писания для практического изучения одного из сложнейших лингвистических разделов — «Орфография».

Авторы подметили, что использование так называемых, библеизмов на уроках русского языка позволяет проводить внутрипредметные и межпредметные линии интеграции с учебными дисциплинами «Литература», «История», «Основы православной культуры». Они исходят из того, что именно работа с текстом должна вести учителя к его главной цели — осознанию учащимися через язык нравственного смысла слова.

Пособие имеет четкую структуру, что помогает легче ориентироваться в его материале, и состоит из трех разделов. Раздел 1 содержит тексты Священного Писания при изучении раздела «Орфография». Здесь собран орфографический материал для отработки 69 орфограмм, изучаемых с 4 по 7 класс. Раздел 2 — тексты Священного Писания при изучении раздела науки о языке «Морфология», где представлен наиболее трудно усваиваемый орфографический и морфологический материал по изучению местоимений, числительных и причастий (6-7 класс, второй уровень обучения). Раздел 3 — «Библия в крылатых словах, пословицах и поговорках» при прохождении раздела науки о языке «Синтаксис и пунктуация» (4-7 класс, 8 пунктограмм).

Таким образом, учителю предоставляются широкие возможности использования дополнительного методического материала для формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Авторы полагают следующие основные принципы организации работы с текстом: принцип целесообразности; принцип доступности; принцип широкого филологического подхода к анализу языковых явлений; принципы последовательности и постепенности; принцип «от простого — к сложному».

Любую пословицу можно рассматривать как сообщение, текст, имеющий законченную смысловую и языковую структуру. Однако смысл понятен не из лексического состава высказывания, а лишь в контексте ценностных смыслов коллективного человеческого опыта. Это и должно стать основой семантического анализа. Например, известное выражение «Левая рука не знает, что делает правая». Определяем его библейский источник и смысл: левая рука не знает, что делает правая — о непоследовательности чьих-либо действий; о взбалмошном человеке, самодуре. «Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». (Мф. 6:6)

 

Работа со словом — не только обогащение словаря учащихся, но и работа над этимологией, значением, употреблением слов, их использованием в художественной функции. Все зависит от умения и желания учителя привить любовь к родному языку, научить пользоваться им и беречь его.

СОШ 54 Владыка в  храме  при школе

Обсуждение закрыто.