25 лет назад, 9 Мая 1991 года, на Мехзаводе в Самаре состоялась первая акция «И только память сильнее смерти»
Шествия с фотографиями родных, участвовавших в Великой Отечественной войне, придумали томские тележурналисты — так считают томичи: в 2012 году 6 тысяч их земляков прошли по главной площади города с портретами близких. Жители Тюмени убеждены, что родоначальники акции они, поскольку в их городе подобный «Парад победителей» состоялся пятью годами раньше. Кузбассцы говорят о том, что еще раньше, в 2004–2006 годах, в Новокузнецке и Прокопьевске состоялись такие мероприятия. А в Самаре живет человек, которому даже в голову не приходило оспаривать пальму первенства, хотя акцию, подобную «Бессмертному полку», у себя на Мехзаводе он провел четверть века назад.
Светлана ИШИНА
Старался ради вдов
Зовут этого человека Петр Леонтьевич Моисеенко, он основатель и директор музея «История завода ПАО «Салют» — бывшего Куйбышевского механического завода. Материалы для музея он собирает более 40 лет (самому ему уже за 80), про «Бессмертный полк» говорит одно: да, мы подобное мероприятие проводим уже 25 лет.
В подтверждение своих слов достает из толстой папки старые фотографии, вырезки из газет, книгу «Память народная», где о его акции целые главы. В ту пору еще были живы матери и вдовы погибших фронтовиков — ради них он и старался. Сегодня участники шествия просто несут фотографии своих родных, участвовавших в войне. Петр Леонтьевич задумал по-другому: на специальной фанерной разборной конструкции установлен портрет фронтовика, под ним фамилия, имя, воинское звание, рядом, в специальной подставке — свеча. Школьники несут эти портреты, и одновременно из репродуктора громко называются имена тех, кто на этих портретах, — где воевал и где погиб.
Когда Петр Леонтьевич разыскивал тех, кто погиб, «перелопатил» горы архивных дел, в том числе в военкоматах Кировского и Молотовского (к которому принадлежал Мехзавод) районов. Читал призывные листы — говорит, самая тяжелая, рутинная работа. Признается, был поражен цифрой: с завода ушли на фронт 720 человек, в то время как численность предприятия была три тысячи человек. Встал вопрос: кто же из этих 720 погиб, а кто остался жив? Сведений об этом ни в каких архивах не было. Он просто ходил по домам и опрашивал людей — кто что знает о своих родственниках, о соседях. Нашел 53 человека, гибель которых на фронте была документально подтверждена. Но похоронки у людей не брал — понимал их ценность для родных. Делал фотокопии — ксероксов в ту пору, разумеется, еще не было. Имена этих 53 погибших земляков впоследствии были отлиты в металле и закреплены в мемориале, который стал гордостью завода.
Потом, это был уже следующий этап работы, появилась возможность, и он стал выступать в ДК «Октябрь» — рассказывать о не вернувшихся с войны. Люди стали приносить ему в музей подлинники писем с фронта, их оказалось более 60-ти. На некоторых были темные пятна — кровь. То есть это письмо от бойца было последним…
Каждый год к 9 Мая у Петра Леонтьевича появлялись новые факты, новые экспонаты музея, список участников войны ширился. Однажды задумался: поскольку во время войны вдовы получали пособия за погибших мужей, значит, есть смысл исследовать райсобесы. Может быть, там будет какая-то информация! До сих пор помнит свой первый визит в собес на Управленческом: девушки открыли ему комнату, где хранились архивы — там всюду паутина, пыль — даже чихать стал. С упорством архивариуса Петр Леонтьевич перелистывал страницы личных дел, где были отражены все основные сведения: год рождения, год призыва, где работал, где погиб, где похоронен. Нашел еще 18 человек.
В заводской газете откликнулись на его просьбу — открыли рубрику «Солдаты, не пришедшие с войны» и стали публиковать имена погибших земляков. Газета — коллективный пропагандист, агитатор и организатор — сделала свое дело: после публикации музей получил десятки писем с просьбой увековечить имена этих людей. Предложения были разные, в том числе установить фигуру солдата. Но решили, что лучше будет мемориал с именами. Отливали их, эти имена, здесь же, на заводе, в цехе №6, привлекли к работе коллег с авиационного завода. Получилось строго и величественно: бронзовые буквы, сияющие золотом…
А потом был поиск фотографий — раз известны имена погибших, значит, должны сохраниться у потомков их снимки! Но как искать, где, у кого? 40 лет прошло после войны — многие вдовы уже умерли, какие-то семьи уехали с Мехзавода. Петром Леонтьевичем было написано более 250 писем-запросов — и все-таки смогли, захотели и смогли найти эти старые довоенные снимки — с них глядели на мирную жизнь те самые люди, которые строили поселок, строили сам механический завод, работали на нем — отцы и деды тех, кто сейчас держал эти снимки в руках.
После распада СССР
1991 год, последний год существования Советского Союза, был объявлен Годом памяти. Лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто», родившийся в год 30-летия Победы, зазвучал по-новому. На Мехзаводе решили отметить День Победы тоже по-новому — шествием школьников с портретами погибших земляков. Для участия в акции, которую назвали «И только память сильнее смерти», отпечатали 76 фотографий — именно столько имен к тому моменту было «открыто» Петром Леонтьевичем Моисеенко. Решили сделать для них единый формат — 40 на 50 сантиметров. Нести эти портреты по главной площади поселка 9 Мая доверили лучшим ученикам школы №103 — весь учебный год дети боролись за это почетное право!
Как только заканчивалось празднование Дня Победы, эти портреты не лежали без дела, а продолжали жить своей жизнью — за год до следующего 9 Мая были проведены десятки вечеров памяти, «огоньков», как их тогда называли. На эти встречи приходили ветераны, вдовы фронтовиков — они не уставали благодарить организаторов за память, которую им вернули. Каждый год число найденных имен увеличивалось, пока не достигло 132 — все они высечены сегодня на монументе.
«Много с той поры воды утекло, но особенно запомнился мне день 9 Мая 1991 года, наша самая первая акция «И только память сильнее смерти», — говорит Петр Леонтьевич. е Такое не забывается».
Тогда были живы 18 вдов и матерей погибших фронтовиков, все они приехали на праздник, многие издалека, для них выставили скамейки. Как и было запланировано по сценарию, пионеры вручили им цветы, после шествия установили портреты их родных у монумента. И вдруг… одна из женщин, Пелагея Сарычева, подошла к портрету, стала на колени и заголосила на всю площадь: «Сашенька, родименький…» У нее на войну ушли четверо сыновей, двое погибли. И тут, словно по цепной реакции, вдруг заголосили остальные женщины, прильнули к портретам своих мужей, сыновей…
«Люди на площади несколько минут стояли в оцепенении, как под гипнозом, у многих катились по щекам слезы, — говорит Петр Леонтьевич, кладя под язык валидол. — Вот это, я считаю, и есть бессмертие. И неважно, как называется акция, «Бессмертный полк» или «И только память сильнее смерти» — в конце концов, эти слова однокоренные. Важно, что наши дети и внуки становятся свидетелями живой человеческой памяти. А это значит, они сохранят ее, передадут своим детям».