В Малом Толкае ввели в образовательный процесс этнокультурный компонент
В небольшом селе Малый Толкай Похвистневского района малокомплектная школа со сложившимися традициями. При этом ее педагоги постоянно находятся в поиске новых форм обучения и воспитания учащихся, чтобы передаваемые ими знания и ценности максимально усваивались современными детьми.
Евгения БУСЛАЕВА, Вероника ПОДРЕЗОВА (фото)
Сегодня в Малом Толкае реализуется инновационная программа «Формирование духовно-творческой личности на основе традиций и ценностей народной культуры». «Сельская школа всегда воспринималась не только как образовательное учреждение, а как этико-мировоззренческий исток народа, общества, государства, — говорит директор школы Ирина Реблян. — Она — условие и средство возрождения села, духовной силы народа. И сегодня мы считаем, что введение краеведения и этнокультурного компонента в образовательный процесс современной сельской школы позволит обновить содержание образования на основе сохранения и развития ценностей родной культуры, повысить эффективность духовно-нравственного воспитания личности».
Основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к ее культурному наследию в Малотолкайской школе ложится на гуманитарные предметы. На уроках русского языка и литературы, занятиях внеурочной деятельности успешно решаются задачи речевого, эстетического, духовно-нравственного развития школьников. У детей формируется ценностное отношение к родному языку, осознание своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской и мордовской речи. На уроках литературы с детьми говорят о самобытной народной культуре, духовно-нравственных ценностях, которые открываются в православной вере, добре, трудолюбии.
Важное значение в этнокультурном образовании школьников имеют уроки изобразительного искусства и музыки, где ученики знакомятся с искусством народов России и мировым художественным наследием. А на технологии изучают традиционное русское и мордовское рукоделие, кухню, старинный костюм, изделия народных мастеров.
Одним из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников стало введение в учебный план курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры». «Этот курс позволил школьникам увидеть православие в России не только как религию, но и как образ мысли, стиль поведения, культуру, — считает Ирина Реблян. — Православная культура в школе призвана воссоздать такие понятия, как вера, долг, верность».
В Малотолкайской школе существует традиция проведения театрализованных представлений, школьных капустников, вечеров, праздников, в которых значительное место занимает фольклор. Большой интерес у детей вызывают рождественские праздники, святки с колядованием и ряжеными, «Масленица», «Троица», «Сороки». Во внеурочной деятельности педагоги работают с детьми по таким авторским программам, как «Тештине», «Моя малая родина», «Мордовские национальные игры», «Молодая гвардия» и т.д.
Одним из результатов работы по духовно-нравственному воспитанию стало увеличение числа участников олимпиад и конкурсов, фестивалей. Так, совсем недавно на V областном фестивале «От Рождества до Пасхи» Зарина Курмаева и детский ансамбль «Жаворонушки» под руководством Веры Тимошкиной заняли третье место. Они также являются лауреатами таких конкурсов, как «Интеллект. Творчество. Фантазия» и «Умы и таланты земли Похвистневской». Многократными победительницами областных и российских мордовских фестивалей стали воспитанницы Надежды Кудашкиной Ульяна Старкова, Яна Тупоносова, Диана Любушкина и Анна Измайлова. В прошлом году школа сама стала организатором областного детского мордовского фестиваля «Од вий». По мнению педагогов, «главным результатом воспитательной деятельности станет выпуск из стен школы личностей, способных строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни».
Ирина Реблян, директор ГБОУ ООШ села Малый Толкай Похвистневского района:
— Народные праздники и обряды жизненно необходимы детям. И дело не только в познании обычаев и верований своего народа, а прежде всего, в воздействии праздника на ребенка. Он позволяет детям лучше познать мир, историю Родины и народа, способствует формированию и развитию национального самосознания. Праздник, насыщенный элементами фольклора, способствует внутреннему, духовному росту ребенка. Дети через такие праздники вместе с взрослыми приходят к пониманию глубокой духовной сущности народной культуры.