В Кинель-Черкасской школе №2 к духовно-нравственному воспитанию подходят с разных сторон
Для духовно-нравственного воспитания детей и подростков в Кинель-Черкасской школе №2 используется целый комплекс форм и методов работы. Особое место отводится изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в целом и его модуля «Основы православной культуры» (ОПК) в частности.
Евгения БУСЛАЕВА, Вероника ПОДРЕЗОВА (фото)
Кинель-Черкасская школа №2 одной из первых в Отрадненском образовательном округе накопила успешный опыт в преподавании этого предмета, и на ее базе открыли Центр научно-методического сопровождения курса ОРКСЭ, возглавила его заместитель директора Юлия Пупынина. А на базе ее Тоузаковского филиала возник информационно-консультационный центр ОПК под руководством учителя Ольги Прокаевой.
В рамках изучения «Основ православной культуры» ведется активная работа с одаренными детьми. Они участвуют в предметных олимпиадах и таких творческих конкурсах, как, например, «Красота Божьего мира», в окружном отборочном этапе школьных Кирилло-Мефодиевских чтений.
Главной задачей Центра научно-методического сопровождения курса ОРКСЭ является повышение квалификации педагогов. С этой целью в Кинель-Черкасской школе №2 регулярно проводятся окружные и областные семинары. Последний из них, состоявшийся в марте, был посвящен актуальным вопросам обучения основам православной культуры в рамках внеурочной деятельности. На семинаре преподаватели ОПК Лариса Бужан и Ольга Астрелина провели открытые занятия — в 3 классе по теме «Гостеприимство как традиция народа» и в 7 классе по теме «День Защитника Отечества». Затем состоялся круглый стол, на котором прошел обмен мнениями по теме семинара. С заключительным словом к присутствующим обратился настоятель храма Вознесения Господня села Кинель-Черкассы иерей Александр Манцуров.
С прошлого года педагоги и учащиеся школы принимают активное участие в областном православном фестивале «От Рождества до Пасхи». Год назад ученица 6 «Б» класса Анастасия Ломкина со своей исследовательской работой стала его призером. В этом году со своими проектами выступили учителя истории и обществознания Александр Колыванов и Екатерина Одинцова. Обе работы посвящены методам духовно-нравственного воспитания в Кинель-Черкасской школе №2.
Александр Колыванов представил концепцию Центра духовно-нравственного воспитания имени Н.Ф. Писоцкого, который создан на базе школы. Назван он в честь человека, чей жизненный путь является примером духовно-нравственного подвига личности. Фронтовик, награжденный множеством орденов и медалей за свои подвиги на полях Великой Отечетвенной войны, он в 1971-1984 годах работал в этой школе учителем начальной военной подготовки. Как педагог особое значение он придавал военно-патриотическому воспитанию, развитию у школьников чувства любви к Родине, волевых, моральных и физических качеств. И сегодня главной целью деятельности Центра является воспитание учащихся школ Отрадненского образовательного округа ответственными, инициативными и компетентными гражданами России.
Екатерина Одинцова выступила на фестивале с докладом «Создание благоприятной среды для формирования толерантной личности на основе совместной деятельности участников образовательного процесса». Это не теоретическое исследование, а практические результаты, которых удалось добиться в Кинель-Черкасской школе №2. Достигаются они в три этапа. На одном из них дети получают теоретические знание о сущности толерантных отношений. На втором осваивают практические навыки подобного поведения, например, участвуя в различных волонтерских акциях. На третьем они переживают позитивные эмоции по поводу достижения положительного взаимодействия с окружающими людьми. Екатерина Одинцова считает, что «у толерантности есть много граней: терпение и терпимость, уважение, милосердие, доброта, понимание, принятие… И если мы научим детей быть толерантными, через несколько лет можно отправлять их в космические экспедиции. Они найдут общий язык с инопланетянами!».
Ольга Иванова, директор ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» села Кинель-Черкассы:
— Наш педагогический коллектив видит решение проблемы воспитания милосердия у детей в налаживании сотрудничества с родителями. Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. С одной стороны, мы на основе сотрудничества с семьей сможем более полно использовать учебно-воспитательную работу в целях подкрепления и стимулирования у детей милосердия. С другой — родители получат необходимую педагогическую помощь и смогут моделировать для ребенка в семье ситуации проявления душевного тепла и заботы об окружающих.