Медицина на информационной платформе

1 июня 2016

Достижения сегодня — залог будущего развития

 

Самарская городская клиническая поликлиника №15 по праву считается лидером по внедрению IT-технологий, которые здесь начали осваивать более 20 лет назад. Сочетание клинического опыта с новыми технологиями, синтез науки и практики позволили медицинскому учреждению добиться значительных результатов в решении ключевой задачи системы здравоохранения по обеспечению доступной и качественной медицинской помощи.

 

Людмила КРУГЛОВА, Илья БРЫЛЕВ (фото)

 

Управление развитием

 

В поликлинике, обслуживающей 75 тысяч человек, вы не увидите очередей. Два-три пациента возле кабинетов врачей общей практики привычно дожидаются, когда зеленый свет электронного табло «пригласит» на прием. Спокойная атмосфера, никакой суеты. Ощутимые преимущества электронной очереди, внедренной в практику как пилотный проект  областного Минздрава, уже оценили и врачи, и пациенты.  В 1996 году поликлиника стала пилотной площадкой по внедрению IТ-технологий в медицинскую практику. Первый программный комплекс, разработанный ООО «Парус», положил начало созданию автоматизированной информационной системы (АС) «Поликлиника». Сегодня она включает более 300 автоматизированных рабочих мест, аккумулирующих информацию о состоянии здоровья населения и оказанных медицинских услугах, о потоках пациентов, о перераспределении нагрузки на медперсонал.

«Надо понимать, что внедрить программный комплекс — не значит ликвидировать все организационные проблемы, — подчеркивает врач высшей квалификационной категории, к.м.н., Заслуженный врач России, лауреат Губернской премии в области науки и техники Лидия Федосеева. — Необходимы организационно-управленческие решения, которые требуют от руководителей подразделений и всех сотрудников непрерывного мониторинга текущей ситуации. Важно обучить и медперсонал, и пациентов действовать в соответствии с новыми регуляторами. Проведена огромная работа, в результате которой нам удалось достигнуть комплаенса между врачом и пациентом, что  стало основой для управления качеством оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе». Сотрудниками разработано свыше 80 программ. Умная система постоянно совершенствуется, а вектор развития задает медицинский персонал, исходя из клинического опыта и потребностей и врачей, и пациентов.

15 поликлиника IMG_5031

Принцип преемственности

 

С 1996 года в поликлинике №15 реализуется принцип врачей общей практики. Реорганизационные мероприятия привели к расширению деятельности имеющихся сотрудников. В условиях дефицита врачебных кадров было найдено оптимальное решение, способствующее повышению доступности медицинской помощи — ряд полномочий был передан медицинским сестрам в виде ведения самостоятельного приема. В связи с этим в поликлинике создана система непрерывного профессионального образования среднего медперсонала, разработан алгоритм их работы по определенным нозологиям, созданы технологические стандарты деятельности. Вся работа осуществлялась под руководством Мин-здрава Самарской области, кафедр СамГМУ и ассоциации медицинских сестер. Основу самостоятельного приема составляют мероприятия по раннему выявлению пациентов с артериальной гипертензией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой. Разработаны и внедрены электронные карты сестринского наблюдения, анкеты для проведения скрининга хронических социально значимых заболеваний и факторов риска их развития. Возможности электронной амбулаторной карты позволяют стандартизировать подходы к дообследованию отдельных групп пациентов, осуществлять мониторинг исполнения назначений и их эффективность, сопоставлять данные о вызовах скорой помощи, случаях госпитализации. Делегирование полномочий медицинским сестрам обеспечивает преемственность работы в команде «врач — медицинская сестра» и повышает престиж среднего медицинского персонала среди пациентов. По итогам 2015 года лучшей медицинской сестрой России стала сотрудница СГПК №15 Марина Акимова.

15 поликлиника IMG_5144

Ключевое слово – интеграция

 

«Минздравом РФ утверждена «Дорожная карта» единой государственной информационной системы здравоохранения. Важнейший показатель — обеспечение внутренней интеграции информационных систем и ее выхода на внешнюю региональную интеграцию», — говорит начальник отдела информационных технологий Наталья Чемодурова.

В конце 2014 года под эгидой регионального Минздрава стартовал пилотный проект по интеграции между АИС «Поликлиника» и лабораторной информационной системой для  сокращения времени на бумажную работу. Теперь все данные с автоматических анализаторов поступают в ЛИС, врачи видят результаты лабораторных исследований на рабочем месте. Локальная сеть ЛПУ взаимодействует с региональной базой, что позволяет обмениваться информацией с другими медучреждениями. Другое перспективное направление — создание архива медицинских изображений по каждому пациенту, — комментирует заместитель главного врача по лечебной части Ирина Назаркина.

Следующий этап развития — создание единой базы данных Самарской области по вакцинации, что поможет лечебными учреждениями планировать свою деятельность и рационально расходовать имеющиеся ресурсы.

Индикаторы достижений

 

Информатизация позволяет создавать интегрированные клинические протоколы по обеспечению преемственности между амбулаторным звеном и стационарным этапом, а также устанавливать качественный обмен данными между специализированными клиниками и кафедрами мед-университета.

«Современные системы позволяют врачу иметь информацию  на всех этапах оказания медицинской помощи, начиная с активного выявления  пациентов,  составления регистров больных, нуждающихся в оказании специализированной помощи, выполнении   высокотехнологичных методов лечения и  реабилитации после них», — отмечает Лидия Федосеева. — В результате — достижение контроля течения  хронических  заболеваний на амбулаторном этапе, уменьшение числа их осложнений (количество инфарктов миокарда  снизилось с 250 до 103 в год, инсультов  с 276 до 178), снижается показатель госпитализации и вызовов скорой помощи. Многолетний опыт позволяет говорить о положительном  влиянии  созданной системы на демографическую ситуацию. Показатель смертности в рамках ЛПУ ниже, чем в целом по Самарскому региону и России. По мнению главного врача, главное – мобилизовать все резервы поликлиники на то, чтобы продлить жизнь человека.

Несомненно, во всех достижениях значительна роль первого руководителя. Лидия Федосеева, будучи инициатором и генератором всех начинаний, выстроила работу таким образом, что инициатива по технологическому усовершенствованию ЛПУ исходит непосредственно от сотрудников – пользователей электронной системы. По мнению главного врача, лидерство в развитии информационных технологий – заслуга всего коллектива.

 

15 поликлиника назаркинаИрина Назаркина, победитель областного конкурса в номинации «Руководитель — лучший пользователь 2015 года»:

— Эффективными инструментами в работе первичного звена стали удаленные сервисы. С помощью АИС «Мобильный сервис участкового врача» в режиме онлайн можно посмотреть историю болезни и сделать все необходимые назначения. Для удобства пациентов внедрен проект «Личный кабинет». Как только результаты анализов из лабораторной информационной системы поступают в АИС «Поликлиника», пациент получает возможность их увидеть через Интернет в любое удобное для себя время. Данная услуга очень востребована пользователями.

 

15 поликлиника Федосеева 2Лидия Федосеева, главный врач СГКП №15:

 — Первые клинические протоколы, дневные стационары, вопросы стандартизации качества медицинской помощи, дифференцированный подход к оплате труда медиков — все это создавалось на базе самарского здравоохранения и медуниверситета. Плодотворное сотрудничество нашей поликлиники с профессорско-преподавательским составом СамГМУ позволяет осуществлять масштабные целевые программы, проводить научно-практические конференции, ежегодно выпускать сборники научных работ, которые становятся учебными пособиями для студентов. Неслучайно сборник 2015 года мы назвали «Достижения сегодня — залог будущего развития».

Обсуждение закрыто.