Примерно так ответил Никита Хрущев Алексею Косыгину на предложение построить один-два завода по производству малолитражных автомобилей. Кстати, при Брежневе идею эту чуть было не похоронило военное ведомство. В итоге было решено строить сразу два предприятия: помимо завода в Тольятти, Минобороны возвело Ижевский автозавод. А 12 августа 1966 года была выбрана площадка для строительства завода близ деревни Русская Бобровка в 20 километрах от города Тольятти. Через три с половиной года завод начнет выпускать «копейки» — модернизированный Fiat -124. Удивительно, что пятидесятилетняя история завода уместилась в нескольких сухих строчках.
Однако хочется сказать еще о людях, для которых в этих пяти строках зашифрована вся жизнь, связанная с родным АВТОВАЗом. Обязательно должен сказать о легендарной личности — Викторе Николаевиче Полякове, который на протяжении девяти лет руководил АВТОВАЗом. И именно благодаря его энергии и таланту в кратчайшие сроки был построен автогигант. Предприятием жили не только люди, коллективы, предприятием жил Тольятти, новый молодой город, который в последнее время снисходительно именуют моногородом, как будто его жители могут делать только автомобили. Проблемами АВТОВАЗа жила и живет вся страна.
И вот уже пятьдесят! По человеческим меркам половина жизни прожита. Впереди мудрость, опыт и в итоге — бесконечность. Именно знак бесконечности угадывается в специально созданном юбилейном логотипе «50 Anniversary». Стартовал также выпуск юбилейной серии «LADA Vesta» и « LADA XRAY» ограниченным тиражом по 500 экземпляров каждая. Покупателям автомобилей будет вручаться диплом, подтверждающий принадлежность машины к особой серии с персональным номером экземпляра, который также продублирован на рулевом колесе. Сразу приходит мысль о коллекционерах таких юбилейных машин по всему миру. И, на мой взгляд, 500 штук на весь мир — немного.
Не могу удержаться от того, чтобы не поностальгировать о советском времени, а точнее, вызвать из памяти образ мечты каждого советского человека — домашнего родного «жигуленка». Будучи семилетним мальчишкой, на вопрос, сколько стоят «Жигули», я без запинки отвечал — пять пятьсот. Вспоминается фильм, где главный герой, естественно, в исполнении Никиты Михалкова, начальник советского автосервиса, очень круто, с большой скоростью разъезжает на «Жигулях».
Как в фильме Андрея Тарковского «Зеркало», еще и еще всплывают воспоминания из моей жизни. Один немец — владелец туристического агентства в земле Баден-Вюртемберг, еще в раннем детстве пообещал себе: «Моей первой новой машиной будет LADA» . До сих пор неизвестно, почему именно эта марка с детства трогала мальчишескую душу Юргена Данвольфа. Кстати, немцы больше всех слагали гимны машине LADA, возможно, натерпевшись проблем от своего «гэдээровского» «Трабанта». К примеру, немецкий режиссер Андреас Маус снял документальный фильм на тему, с Германией никак не связанную. Его главным героем и главным действующим лицом стал советский автомобиль LADA. А поводом стало то, что в какой-то момент Маус понял, что почти все его знакомые смотрят на LADA не только как на транспортное средство. Для них это было нечто большее. Автолюбители-немцы жили своей машиной, роднились с ней, начинали видеть в ней живую душу. Как это до боли знакомо нам, советским людям!
Олег Долгов-Лукьянов.
P.S. «Чита.RU, 22 сентября 2009 года. «На таможне изъяли китайские подделки эмблем LADA». Сотрудники Читинской таможни изъяли 1795 поддельных эмблем АВТОВАЗа, которые были ввезены из Китая одной местной фирмой, занимающейся продажей автомобилей и запчастей. В связи с тем, что товарный знак компании «АВТОВАЗ» зарегистрирован в Роспатенте и Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, таможенниками было принято решение о приостановке ввоза этого товара и возбуждения против фирмы-импортера дела об административном правонарушении по статье «Незаконное использование товарных знаков».