Академия Наяновой — новатор в системе образования РФ
В сегодняшней образовательной практике педагогическая инноватика, то есть создание педагогических новшеств, их освоение и использование, — одно из самых популярных и даже жизненно необходимых направлений. Однако если большинство вузов взяли его на вооружение сравнительно недавно, то Самарская государственная областная академия (Наяновой) создавалась в 1988 году как первый в России вуз-лаборатория для экспериментального исследования и реализации инновационных авторских образовательных технологий.
Марина НАЯНОВА, ректор ГБОУ ВО СО СГОАН, доктор экономических наук, кандидат педагогических наук
Педагогические инновации ориентированы прежде всего на качественное обновление педагогической деятельности и как результат, повышение качества образования. Именно с этой целью в академии Наяновой (СГОАН) разрабатывались и впервые были применены еще в 80 годах прошлого столетия технологии, позже вошедшие в повседневную жизнь образовательных учреждений России. Это в первую очередь система непрерывного образования и развития учащихся всех возрастов; контаминация (сращивание) профильного образования в старших классах основной школы с высшим профессиональным образованием; институт тьюторства, призванный обеспечить сопровождение индивидуального учебного процесса. Вуз с самого начала сумел выстроить международное сотрудничество с университетами-партнерами, чтобы дать студентам возможность получения зарубежного диплома через год после российского, объединяя плюсы двух систем образования.
Преемственность образовательного процесса включает многопрофильное обучение в старшей школе, преподавание специалистами-предметниками с начальной школы, поэтапное развивающее обучение с начальной школы до окончания вуза, в начальной школе — безотметочную систему обучения. Кроме того, внедрен институт освобожденных классных воспитателей на школьном этапе обучения, система изучения 3 иностранных языков со 2 класса, с возможностью получения сертификатов партнеров вуза — языковых центров.
Сегодня в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Самарской области «Самарская государственная областная академия (Наяновой)» обучаются более 1300 человек, включая факультет общего образования. 70% профессорско-преподавательского состава имеет ученые степени и звания.
Наши студенты уже в 20-21 год получают диплом о высшем образовании (бакалавриат и магистратура), в 23-24 года – степень кандидата наук. При выборе участия в международных программах студент в 22-23 года получает зарубежный диплом о высшем образовании, в 25-26 лет – степень кандидата наук и Ph.D.
К 2016 году вуз осуществил 25 выпусков средней школы, 19 полных выпусков высшей школы и 12 – аспирантуры. 100% выпускников вуза востребованы рынком труда. А 30% выпускников к 23-м годам получили второй (международный) диплом университетов-партнеров в США, Франции, Германии, Италии, Ирландии, Великобритании, защитили диссертации и получили степени кандидата наук в России и Ph.D за рубежом.
Действующая в СГОАН модель – пример эффективного соединения всех этапов образования в целостную управляемую систему, ориентированную на развитие одаренности. В ней успешно решены проблемы, возникающие при переходе на каждую следующую ступень образования.
На сегодняшний день в СГОАН реализована модель непрерывного развития одаренности на всех уровнях образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, бакалавриат, магистратура – на факультетах математики и компьютерных наук, управления, международных отношений, искусств, туризма, философском, химико-биологическом, экономическом, юридическом, при подготовке кадров высшей квалификации (аспирантура по пяти укрупненным группам научных специальностей), дополнительное профессиональное образование. Система непрерывного образования сокращает продолжительность обучения, дает возможность полнее использовать креативный потенциал специалистов, решает проблему омоложения кадрового состава и выпускника, важную и для науки, и для рынка труда.