Правда есть

28 июня 2016

Обманутые пайщики села Майское получили свидетельства о собственности

 

История жителей села Майское, которые остались без своих земельных паев, началась более пяти лет назад. О долгом пути по возвращению собственности законным владельцам Валерий Николаевич Троян рассказал «Первому».

Алевтина ЛУКЬЯНОВА, Андрей САВЕЛЬЕВ (фото, «Волжская коммуна»)

— Как вы узнали об этой проблеме?

— На одной из встреч с избирателями, когда я выдвинул свою кандидатуру по Южному избирательному округу на выборах в губернский парламент в 2011 году, мне рассказали, как жители села Майского лишились своих земельных паев. Более того, оказалось, что ситуация эта обрела глобальный характер и касается не только одного моего избирательного округа, а в целом всей области. В общей сложности таких обманутых пайщиков насчитывается без малого 5000 человек. Тем, кто находился в моем избирательном округе, я предложил создать инициативные рабочие группы непосредственно на местах для того, чтобы собрать документы, с которыми уже можно было бы обращаться в инстанции. Я же со своей стороны подобрал команду профессиональных юристов. За эти годы у нас состоялся целый ряд судебных процессов. Огромная благодарность нашему губернатору Николаю Ивановичу Меркушкину, который нам очень помог на последнем этапе, когда мы дошли уже до Приволжского арбитражного суда в Казани. В итоге казанский арбитраж принял решение по восстановлению прав собственности на земельные паи жителей Майского и близлежащих населенных пунктов.

— Неужели нельзя было решить это дело проще и быстрее, использовав так называемый административный ресурс?

— Сначала у меня были такие попытки. Еще при губернаторе Владимире Артякове, весной 2012 года я настоял, чтобы была создана специальная рабочая группа под председательством министра сельского хозяйства Виктора Альтергота, в которую вошли главы районов, где пострадали люди. Мы рассматривали разные варианты решения этой проблемы — от денежной компенсации за потерянные паи до выделения новых участков муниципальных земель. Ведь все дело в том, что инициатором вовлечения людей в МТС, которые впоследствии оказались обанкрочены, было именно правительство Самарской области. Получалось, что власть обманула людей. Эта история очень бьет именно по авторитету власти. Поэтому я тогда и обратился в правительство Самарской области. К сожалению, в то время административным путем решить эту проблему не удалось. И мы были вынуждены пойти по пути судебных разбирательств.

— Получается, что система этих МТС или своего рода кооперативов совсем не работала?

— Справедливости ради стоит отметить, что поначалу, к примеру, с пайщиками из Пестравского района арендаторы расплачивались натурой — привозили сельхозпродукцию. Но потом, видимо, дела у МТС пошли совсем плохо. Люди, разумеется, стали интересоваться, что же случилось с их паями. А банки, которым земля была отдана в залог, заявили, что теперь они законные собственники этих сельхозугодий и никаких пайщиков знать не знают. Таким образом, люди остались у разбитого корыта. Процесс передачи паев в аренду МТС в разных районах проходил не одинаково: где-то состоялись собрания, кто-то подписывал документы о передаче земли, большинство ничего не подписывали. Одним словом, неразбериха полная. В общем-то, одной из задач созданных нами инициативных групп и было докопаться, что называется, до истоков и найти необходимые документы. Проблема была еще в восстановлении сроков, так как исковая давность была уже утеряна, и нам приходилось возбуждать дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Я считаю, что в Майском у нас все получилось, потому что в инициативной группе собрались очень активные и неравнодушные люди. Возглавила эту группу Нина Юдина, во многом благодаря ее энергии мы и достигли такого результата. Помогло еще и то, что в Пестравском районе мы смогли достичь единой позиции в этом вопросе — инициативной группы, районных властей, юридической поддержки.

— А как в других районах обстоят дела в возвратом людям утерянных ими паев?

— К сожалению, такое понимание есть не во всех районах. В Пестравке мы мало того, что выиграли суды, еще и организовали работу по выдаче новых свидетельств о собственности. Более того, большинство пайщиков заключили новые договоры, юридически оформленные по всем правилам, с проверенными фермерскими хозяйствами. И теперь люди смогут получать гарантированный доход от своих паев, что, разумеется, станет подспорьем в их жизни.

Я знаю, что работа идет. Например, представители Большечерниговского района недавно уехали в Казань в арбитражный суд Приволжского федерального округа. Им помогает тот же адвокат, который выиграл дело по Пестравке. По большому счету, история жителей села Майского Пестравского района явилась наглядным примером того, что добиться справедливости можно, и делать это необходимо.

Обсуждение закрыто.